Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 67.75
€ 79.17

Забытая мелодия для флейты: Как повысить интерес россиян к живой музыке

Всевозможные шоу и развлекательные программы настолько плотно забили восприятие россиян, что все меньше людей стало ходить на концерты классической музыки, которую исполняют в живую. Эксперты отмечают тот факт, что классическая музыка предполагает большую внутреннюю работу, она «будит» внутренние чувства; но далеко не все готовы к этому. Поэтому сегодня только крупные города могут похвастать частыми и многолюдными концертами классической музыки.   

Да, в Москве и Санкт-Петербурге наблюдается настоящий ажиотаж: музыкальные абонементы раскупают в течении нескольких дней. На ежегодный музыкальный фестиваль «Белые ночи» в Санкт-Петербурге съезжаются со всего мира.

Но как заинтересовать остальных жителей необъятной России? Ведь даже в самые суровые годы войны люди ходили на концерты именно классической музыки, чтобы отдохнуть душой.

Speakercom спросил причастных к музыкальной сфере о том, как сохранить и приумножить музыкальное наследие, и что для этого делается. 

Александр Колотурский
Директор Свердловской государственной академической филармонии
18 марта 15:05

Массовые концерты в Екатеринбурге «привели» 50% новых зрителей

После спада интереса к посещениям «живых» концертов в 90-е, спрос на культурные мероприятия уверенно возрождается. Директор Свердловской государственной академической филармонии Александр Колотурский рассказал, что люди ищут в классической музыке, и как Екатеринбург стал местом проведения крупнейшего мирового музыкального фестиваля.

В нашей филармонии 96 процентов заполняемости в год. Это говорит о том, что людям интересна классическая музыка.

На концерты классической музыки ходит мало людей, потому что, приходя в филармонию, они ждут развлечений, но прослушивание классики требует внутренних усилий, и многим это не нравится. Такие люди не  знают, насколько классическая музыка необходима для развития личности, для творчества, для жизни.

Однако в последнее время все больше людей ощущают потребность в искусстве. Те, кто не воспитывался на классике, постепенно приближаются к ней самыми разными путями, кто-то хочет произвести впечатление на девушку, кому-то посоветовали друзья. Так или иначе, они оказываются в филармонии и понимают, что тут совершенно особенная аура, публика, атмосфера.

Человека, который не знает классическую музыку, необходимо заинтересовать так, чтобы он не боялся к нам прийти. В 2010-2011 году мы стали давать массовые концерты. А потом провели исследование и выяснили, что 15% пришедших – это новые зрители, а 30% - те, кто годами в филармонии не был. То есть благодаря этим концертам мы привлекли около 50% новых слушателей.

Проводить масштабные фестивали, разумеется, нужно. И мы это доказали в прошлом году, когда в Екатеринбурге состоялся первый международный музыкальный фестиваль «Безумные дни». Это уникальное событие мирового масштаба, которое собрало музыкантов высочайшего уровня. Фестиваль, в первую очередь, был сделан для людей, которые не ходят в филармонию постоянно. В прошлом году за три дня на фестиваль было продано 22 тысячи билетов! Для посетителей фестиваля выступили более 300 музыкантов из 17 стран мира.

В 2016 году в столице Урала снова пройдут «Безумные дни». На этот раз темой фестиваля станет природа. По словам Рене Мартена, автора идеи фестиваля и создателя «La Folle Journee», аналогичного фестиваля во французском Нанте, именно природа в первую очередь вдохновляла великих композиторов: Шуберта, Бетховена, Малера и других. Мы ожидаем большой спрос на этот фестиваль.

Сейчас кризис, нам по телевизору рассказывают, как все плохо, а будет еще хуже. Но людям нужно отвлечься от плохих мыслей, и многие идут к нам за отдушиной! Жаль, у нас только 700 мест, мы физически больше слушателей привлечь не можем. А спрос на посещение филармонии продолжается, несмотря на кризис, ведь именно в критические моменты люди больше задумываются о душе. А ответы на духовные запросы можно получить или в церкви, или с помощью высокого искусства, больше негде.

Александра Третьякова
Пресс-секретарь Челябинской государственной филармонии
18 марта 15:11

Уличные фестивали в суровом Челябинске: классика - это не скучно

Среди россиян возрождается интерес к классической музыке.Пресс-секретарь Челябинской государственной филармонии Александра Третьякова рассказала, как Челябинск потихоньку перестает восприниматься как суровый город промышленников и становится новой культурной столицей России. 

Если сравнивать ситуацию с той, что была даже 2-3 года назад, то заметно тенденцию к увеличению числа поклонников классической музыки. Особенно радует, что в концертных залах стало больше молодых лиц! С большим удовольствием приходят люди на органные концерты, концерты камерной и симфонической музыки.

Южноуральские слушатели проявляют к классической музыке живой и яркий интерес, тепло принимают музыкантов. В Челябинске публика очень хорошая и довольно разная. Потрясающая джазовая публика – это подтверждают даже Анатолий Кролл и Давид Голощекин, которые выступают у нас каждый сезон. Люди не просто приходят, а понимают, как себя вести на концертах, когда аплодировать – по реакции видно, что это профессиональная публика. Очень интересные слушатели приходят на камерные и классические концерты. Лучший показатель интереса к классике – полные концертные залы и отзывы слушателей, которые мы получаем в течение всего концертного сезона. Но, если количество зрителей будет увеличиваться – будем только рады!

Челябинская филармония проводит множество музыкальных фестивалей, которые отображают всю полноту современной культурной жизни – от фольклорных проектов до академической музыки и джаза. За 2015 год в концертных залах филармонии прошло семь крупных фестивалей. Это большой фестиваль «Орган без границ», на проведение которого филармония выиграла грант правительства РФ, в его обширную программу вошли сразу три фестивальных направления: «Новое органное движение», «Джаз на большом органе» и «Хоровые ассамблеи», всего порядка 30 концертов.

В первый уик-энд лета в Челябинске в 14-й раз состоялся международный фестиваль «Какой удивительный мир», которого ждут все почитатели джаза. Для города он стал хорошей традицией. Важнейшая черта фестиваля – внимание к локальным исполнителям, которые выступают на фестивальной сцене в паритетном соотношении со знаменитыми коллегами: Анатолием Кроллом, Давидом Голощекиным и другими мэтрами джазовой сцены. Специальным гостем фестиваля стал немецкий «Бундес джаз оркестр», обладающий весомой репутацией в среде европейского джаза.

Кроме того, летние месяцы в филармонии были отмечены проведением Международного фестиваля искусств. В нем принимали участие региональные музыканты и приглашенные звезды академической музыки. Тенденция этого фестиваля – выступления не только в крупных городах Челябинской области, но и в отдаленных ее уголках. Опыт проведения этого фестиваля показывает, что у южноуральской публики есть потребность в таких проектах, велик интерес к живой музыке и ее исполнителям – профессиональным музыкантам.

В сентябре 2015 у нас впервые состоялся фестиваль «Леди орган», представивший мировую органную культуру сквозь призму женского исполнительства, в октябре – с успехом прошел VII международный фестиваль национальных фольклорных коллективов «Синегорье». Коллективы народной музыки и танца, вошедшие в золотой культурный фонд страны, рассказали о традициях регионов России и мира посредством сценического искусства.

В марте 2016 года в Челябинске и Магнитогорске отгремел фестиваль Дениса Мацуева. Эти были вечера, наполненные удивительной музыкой, энергией, талантом, вдохновением, мощью, которые наверняка надолго запомнятся нашим слушателям. Параллельно проходит сейчас филармонический фестиваль «Дни И.С. Баха на Южном Урале», он продлится почти месяц.

Кроме того, 31 марта и 1 апреля Челябинск примет Первый международный фестиваль музыкального юмора, который объединит на одной сцене выдающихся музыкантов из России и США. Вдохновителем и хедлайнером уральского музыкально-юмористического форума станет прославленный саксофонист, народный артист РФ Игорь Бутман.

Свою социальную функцию филармония видит в том, чтобы приблизить город и область к высоким образцам искусства. Роль города, известного лишь своей промышленностью — не для миллионника, который должен развиваться в разных направлениях. По большому счету, от деятельности филармонии, театров, концертных объединений во многом зависит культурный уровень региона.

Музыка улиц – это прекрасно, особенно когда под открытым небом звучит действительно качественная музыка в высококлассном исполнении, даже не суть важно – классической она будет или современной.

К сожалению, проводить подобные концерты не всегда позволяют погодные условия, но летом Челябинская филармония старается это делать. Например, в прошлом году наш духовой оркестр провел целую серию летних концертов в парках под открытым небом. Царила потрясающая атмосфера! Люди приходили целыми семьями, с детьми, танцевали. Очень много было молодежи. Люди постарше признавались, что для них встреча с духовым оркестром – словно свидание с молодостью.

Концерты под открытым небом проводятся и на каждом джазовом фестивале «Какой удивительный мир», который традиционно проходит в нашем городе летом. А центральным событием этого фестиваля из года в год становится грандиозное джазовое шествие – стрит-парад. Все участники фестиваля, а это, как правило, более полусотни джазменов, играя зажигательную музыку, колонной шагают по центральным улицам Челябинска. А к ним присоединяются горожане.

Конечно, было бы здорово поддержать европейскую практику и проводить такие фестивали, концерты, тем более, что не каждый по тем или иным причинам может прийти в концертный зал. Да и сами музыканты на таких концертах чувствуют себя свободнее, чем в концертном зале, начинают импровизировать, получают огромное удовольствие от неформатного выступления, поэтому программы получаются нестандартными, интересными. Еще один плюс такого формата – он популяризирует классическую музыку и развеивает миф о том, что классика – это чопорно или скучно.

Источник: www.losev-library.ru
Татьяна Ланская
Художественный руководитель фонда содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто»
18 марта 15:15

Если мы сделаем концерт поздних сонат Регера, то придут три сестры и дядя Ваня

Художественный руководитель фонда содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто» Татьяна Ланская считает, что для пробуждения интереса к живому исполнению классики необходимо ориентироваться на запросы слушателей.

Многое зависит от того, как преподносится музыка. В филармониях верстается определённая программа, приглашаются определённые солисты и музыканты, и это всё публике предлагается. Мы с самого начала формировались как клиент-ориентированная компания. Если мы видим, что клиентов интересуют «Времена года», то мы рады предоставить им «Времена года» во всех возможных версиях: органная музыка, струнный оркестр, переложения для всего, что угодно. Но играть это с утра до вечера невозможно, хотя всегда будет полный зал. Мы уже работаем в заданных обстоятельствах, и можем предложить публике «Времена года» Альбини, Глазунова, Рамо, Люлли и всё то, что в противном случае они никогда бы в жизни не услышали бы.  Наши зрители слушают и русскую романтическую музыку, и испанскую, музыку рококо, музыку барокко. Просто по причине того, что они пришли на определенное название и конкретный бренд. Это люди не из ниши классической музыки, но какие-то бренды они знают. Это и приводит их в зал.

Если публика трудно воспринимают какую-то классическую программу, но обожают кино, то мы обязательно предложим им какой-то проект, например, «Звучащие полотна». Люди с радостью приходят созерцать полотна Леонардо да Винчи, Микеланджело, Марка Шагала, и в это время звучит специально подобранная к этим полотнам музыка. А потом они искренне удивляются, и делятся с нами в соцсетях, что им всё это, оказывается, нравится, а они и не подозревали об этом. И если идти таким путём, то зал всегда будет полон.

Если бы мы взяли за образец филармонию, и стали бы делать отдельные концерты, например, поздние сонаты Макса Регера, учитывая, что у нас основная площадка – собор, романтический орган, для которого как раз и писал Регер, то у нас был бы абсолютно пустой зал. В лучшем случае мы увидим там «трёх сестёр и дядю Ваню». Мы должны делать то, что хотят видеть и слышать люди.

Нашему фонду 10 лет. У нас 110 тысяч подписчиков и наша популярность растёт, как снежный ком. Мы очень стараемся чуть-чуть переходить рамки классики, добавлять туда и этнику, и джаз, но классика занимает у нас 99% репертуара.

Что касается музыкальных фестивалей, которые мы организовываем – в рамках каждого из них есть несколько мероприятий, которые можно посетить бесплатно. Или другой путь – мы даём определенную квоту мест для разных организаций, в том числе благотворительных, чтобы на наши концерты могли попасть представители социально незащищенных слоёв населения.

В целом уличные фестивали классической музыки не нужны. Помните историю, когда один из лучших скрипачей мира Джошуа Белл на скрипке Страдивари три часа играл в метро? Остановилось рядом с ним всего десять человек, и, никем не узнанный, он за эти три часа заработал всего 32 доллара. Из этого следует вывод, что метро предназначено для того, чтобы ездить, улица – для того, чтобы по ней ходить. Если на улице пройдёт музыкальный фестиваль, люди не сделаются от этого любителями классической музыки.

 

Игорь Кузьмин
Директор народного ансамбля песни и танца «Чукотка»
18 марта 15:19

На Чукотке и Камчатке у коллективов нет стимулов развиваться

Спрос на живые музыкальные концерты среди россиян постепенно растет. Директор народного ансамбля песни и танца «Чукотка» Игорь Кузьмин рассказал, как можно привлечь внимание к этнической музыке.

90% населению наше творчество не знакомо, поэтому спросом оно особо не пользуется. Но если проводится какое-то мероприятие, например, народные фестивали, где представлены все регионы РФ, мы обычно представляем Север России. И после этого 95% зрителей понимают, что именно мы из себя представляем, они нас узнают, и в дальнейшем начинают посещать наши выступления и концерты, отслеживать наше творчество. Так и формируется наша целевая публика, которая стопроцентно приходит на наши концерты. К сожалению, СМИ мало уделяют внимания этнической музыке, население у нас не в курсе, что в этом плане делается.

На наши выступления сезонный спрос. Зимой у нас постоянно проходят концерты, мы и на улице выступаем, а таких коллективов очень мало. Выступаем на мероприятиях, посвященных Новому году, там востребован север – с оленями, с собаками, с национальными жилищами. Сейчас туристов интенсивно привлекают с помощью этнической национальной музыки. Мы часто участвуем в гала-концертах, на площадках для иностранных туристов. Также мы много ездим по миру и убедились в том, что иностранцы больше знают нашу этническую музыку, чем россияне. За границей происходит больше таких мероприятий, чем у нас! Мы приверженцы идеи, что этническую музыку надо популяризировать в России, потому что все, кто сталкивается с нашими представлениями, потом заинтересовываются, приходят еще, становятся нашими поклонниками навсегда. 

В Москве мы каждую субботу и воскресенье выступаем в нашем Хаски-парке на Николиной горе, показываем традиционные северные обряды, игры народов Севера, танцуем, играем музыку, проводим разные активности с ездовыми собаками. Пропаганду этнической музыки нам приходится делать своими силами.

Чтобы повысить интерес к этнической музыке, нужно проводить фестивали, причем широкомасштабные. У нас проводятся только мини-фестивали, мини-праздники, это, как правило,  День города, или День коренных малочисленных народов. Но в таких праздниках участвуют в основном московские коллективы. А если сделать большой фестиваль, может даже и не в Москве, а в другом крупном городе, пригласить артистов со всех регионов, лучшие коллективы? Мы в свое время это предлагали, и Чукотке, и Камчатке. Это нужно регионам прежде всего, ведь там у коллективов нет стимула развиваться, они там проводят только местечковые выступления. А для участия в крупных фестивалях надо сделать конкурсную основу, выбирать лучший коллектив в течение года, который потом удостоился бы выступления в Москве. Можно даже такой фестиваль сделать международным. Это очень сильно поднимет культуру на местах, к тому же вся Москва будет участвовать в таком событии, ведь у нас подобного рода мероприятий не проходит. Есть пивные, рок-фестивали, а фестивалей этнической музыки такого уровня и масштаба не проводится.

 

Григорий Ермилов
Директор народного ансамбля и фестиваля «Злато Селище»
18 марта 15:29

Спрос от эстрады переходит к народной музыке

Директор народного ансамбля и фестиваля «Злато Селище» Григорий Ермилов рассказал о возросшем в последнее время спросе публики к народной музыке.

В последнее время возрос спрос публики к русским народным песням, к традиции, к ремеслу, к различным мастер-классам, касающимся традиционных народов, которые были исконно на Руси. Этот интерес растет, не знаю, связано ли это с национальной идеей единства, или же еще с чем-то. Но я наблюдаю за коллегами в эстрадной сфере и могу сказать, что у них спрос наоборот снижается, идет в сторону русского народного творчества, и я думаю, что это правильно.

Мы постоянно участвует в уличных мероприятиях, от Масленицы, Рождества, до небольших празднеств и флеш-мобов. У нас есть собственный Хатьковский открытый фестиваль народного творчества. Каждый год мы предоставляем людям возможность услышать, попробовать, почувствовать традиционное народное творчество, как ремесленное, так и музыкальное. Наш фестиваль ежегодно проходит в подмосковном Хатьково по благословлению Патриаршего совета по культуре. Для зрителей это бесплатно, каждый желающий может прийти, посмотреть, послушать, поучаствовать в мастер-классах. У фестиваля потрясающий президент Евгения Смолянинова, заслуженная артистка РФ, которая известна не только поклонникам русского народного творчества. Есть также выездные эхо-фестивали, когда наши коллективы гастролируют. У фестиваля интересная и разнообразная жизнь. Получается, что фестиваль – не разовая акция, а имеет продолжение. В этом году фестиваль будет проводиться в июле в Подмосковье.

В прошлом году, фестиваль посетили около 4000 человек. Люди могли гулять, или лежать на травке и слушать музыку, участвовать в мастер-классах и народных игрищах. Участников было 117 – это коллективы и исполнители из разных областей, от Краснодарского края и Тулы до Ярославской области и Москвы.

Прелесть нашего фестиваля в том, что он уличный.  На современном языке - open air, по старинке – народные гуляния, вечерки на открытом воздухе и на открытой сцене. В этом году у нас, скорее всего, перед фестивалем мы устроим шествие с песнями и танцами от центра города до фестивальной площадки.

В Москву можно перевести лишь эхо фестиваля, ведь он принадлежит земле Радонежской. Место, где он проводится, уникально – это угол  трех вех для Руси:  Абрамцевский краеведческий музей, Троице-Сергиева Лавра, Хотьково, где похоронены мощи Сергия Радонежского, и тут же истоки ремесленного мастерства, Мамонтовский кружок, который развивался в Абрамцево, а неподалеку Радонеж – малая родина Сергия Радонежского.

 

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

4 сентября
Ожидаемая явка для Москвы будет естественным состоянием