Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 63.81
€ 70.72

В России создают ракету, которая долетит до Марса за 1,5 месяца

В России разрабатывается энергетическая установка с ядерным двигателем, которая позволит космическому кораблю за полтора месяца долететь до Марса, заявил глава «Росатома» Сергей Кириенко. 

О разработке пока известно мало. Сообщается о мегаваттном классе установки. Также сообщалось, что создание транспортного энергетического модуля на основе такой установке ведутся с 2010-го года, и к летным испытаниям он должен быть подготовлен к 2018-му. Однако сейчас о сроках окончания разработок информации нет, возможно, из-за дороговизны проекта – речь идет о десятках миллиардов рублей.

Speakercom попытался выяснить, что известно ученым и экспертам об этом проекте, и насколько реален на данном этапе развития технологий полет на Марс за полтора месяца.

Источник: vestnikmach.ru
Владимир Игрицкий
Доцент кафедры Стартовые ракетные комплексы МГТУ им. Баумана
4 марта 15:49

В обычном космическом корабле живым никто до Марса не долетит

Доцент кафедры Стартовые ракетные комплексы МГТУ им. Баумана Владимир Игрицкий объяснил, почему внимание ученых направлено на разработку аппаратов, которые позволят быстро добраться до Марса. 

Не думаю, что когда двигатель будет готов, мы сядем и полетим на Марс. Речь может идти о том, что такого рода установки позволят в перспективе это сделать. Быстрые перелеты очень дороги, они требуют большого количества горючего или рабочего тела, как в случае с ядерным двигателем. Рабочего тела потребуется много, соответственно, его в больших количествах надо будет выводить на орбиту, что очень затратно. 

До 2030 года пилотируемого полета на Марс у нас не предусматривается, согласно документам, выложенным на сайте Роскосмоса. Предполагается только то, что до 2030 года в начальной стадии будут находиться выполнения проекта, связанные с полетами на Луну. 

Нормальный полет к Марсу должен длиться около года по гомановскому эллипсу, касается в верхних и нижних точках своих апогея и перигея соответственно орбит Марса и Земли. При этом получаются минимальные затраты топлива. Это достаточно долго, но ведь и космонавты тоже долго живут на МКС, однако они там под защитой магнитосферы Земли, поэтому радиационная опасность там гораздо ниже, чем за ее пределами. Не очень давние исследования показали, что в обычном космическом корабле, если не закапываться в астероид, не делать очень толстые стенки, живыми никто до Марса не долетит. 

В случае солнечной вспышки в обычном корабле можно за день-другой словить такую дозу радиации, что это бесследно не пройдет. Выход – лететь на Марс быстро. На обычном химическом двигателе получается совсем уже нереальные цифры по требуемой массе, соответственно, стоимости. В данном случае речь идет о комбинации из ядерно-энергетической установки и электроракетных двигателей. Расчет идет на то, что за короткое время полета с радиационной опасностью все будет гораздо проще, чем за длительное время. 

Ядерные реакторы не раз уже летали в космос. Был инцидент с падением советского спутника в Канаде. Те ядерные реакторы были очень маленькие.  Основное применение для такого рода техники – это в качестве разгонных блоков, поскольку электроракетные двигатели гораздо более эффективные. 

Запуски у нас сейчас происходят на три вида орбит: низкие околоземные, где МКС, средние, где спутники. Большая часть транспортного потока идет на геостационарную орбиту – 36 тысяч километров, где период обращения 24 часа, соответственно, спутник, находящийся на ней над экватором находится в постоянной точке. Таким образом, в основном, реализуется спутниковое телевидение и связь. Как раз доставка грузов с относительно низких орбит туда, насколько я понимаю, и есть главное предназначение такого рода энергетических установок. 

Пока о пилотируемом полете к Марсу с помощью такой установки говорить рано, поскольку есть информация только о ее мощности – это мегаваттный класс. Можно оценить, какую она при этом даст тягу, очень важно, какой ресурс будет у двигателей и реактора этой установки, потому что если лететь далеко, она должна проработать полет туда и обратно. 

Исследовать Солнечную систему и космос, определенно, надо, потому что это полезно со многих точек зрения, ведь наука сама по себе предполагает то, что результат ее непредсказуем. Исследование других планет позволяют уточнить модели, связанные с пониманием функционирования Земли: с климатом, геологией. Большей частью исследовать должны, конечно, роботы. На данный момент присутствие человека в космосе скорее связано с тем, что исследуется большей частью влияние космоса на человека. 

Что касается очень далекой перспективы колонизации, то тут вопрос – что будет колонизировано, Марс или Венера. Марс сейчас больше похож на Землю, там люди смогут какое-то время выжить. Но у Марса есть один большой недостаток – он очень маленькая планета. К тому же сила тяжести там в три раза меньше, чем на Земле, следовательно, проблема с содержанием атмосферы, отсутствует магнитное поле, и вряд ли с этим удастся что-то сделать, поскольку эта планета в значительной степени остыла. 

На Венере сейчас очень сильно перегретая атмосфера, в то же время размер почти земной, поэтому в очень-очень далекой перспективе ее возможно будет привести к более земному виду, чем Марс. Но это не в ближайшие 300 лет.

Источник: scientificrussia.ru
Натан Эйсмонт
Ведущий научный сотрудник Института космических исследований
4 марта 15:26

На этом проекте можно разорить страну

В «Росатоме» разрабатывается энергетическая установка с ядерным двигателем, которая позволит космическому кораблю за полтора месяца долететь до Марса. Ведущий научный сотрудник Института космических исследований Натан Эйсмонт рассказал, почему считает проект трудно реализуемым. 

Заявление Кириенко очень далеко от реальности. Действительно был такой проект – создание транспортного энергетического блока. Этот проект получил финансирование несколько лет назад. Затея изначально была очень сомнительной.

В свое время Институт космических исследований представил отрицательный отзыв на этот проект. Было совершенно очевидно, что эта затея не имеет шансов быть реализованной при нынешнем уровне технологий. Главная проблема там была со сбросом тепла в условиях космоса. Нужны были очень большие радиаторы совершенно циклопических размеров для установки той мощности, которая планировалась. Тем не менее, за эту работу взялись, получили деньги, хотя факт, что трудности возникнут при разработке такого радиатора, был совершенно очевиден изначально. 

Меньше года назад было официальное заявление Роскосмоса, что исследование и разработки проведены, и на этом все закрывается. Не знаю, насколько продвинулся «Росатом», но другая компания, которая должна была делать радиатор, и двигатели, вышла из этой игры. Проект был закрыт. 

Но есть другая сторона этой проблемы – можно ли сделать то, о чем сказал Кириенко? Я не буду решительно говорить, можно или нельзя, но известно, что проблемой занимались в 60-х и в Советском союзе, и в США были разработаны ядерные ракетные двигатели. В Америке был такой проект NERVA (The Nuclear Engine for Rocket Vehicle Application). Серьезные проблемы были связаны с тем, что тепловыделяющие элементы не могут быть очень горячими, потому что они просто расплавятся. Чтобы такой двигатель был эффективен, он должен работать на водороде, для чего  нужны высокие температуры. В какой-то момент и в Штатах, и в Советском союзе пришли к выводу, что дальше не стоит тратить на это усилия, деньги и ресурсы, чтобы довести этот двигатель до состояния, когда его можно использовать. Тем более, все понимали, что это крайне опасно. Хотя такие двигатели были сделаны и даже как-то испытаны. В СССР этот двигатель делали в Воронеже. В 70-х этот проект закрыли. 

Но в Советском союзе разрабатывался еще один очень перспективный двигатель. Там проблему преодоления необходимости создания высокотемпературных тепловыделяющих элементов предлагалось решить за счет создания газообразных тепловыделяющих элементов. Звучит фантастически, но по нынешним представлениям это реализуемо. В качестве тепловыделяющих элементов предполагалось использовать газ, содержащий радиоактивный компонент. Этот газ в двигателе закручивался, и таким образом, если пропускать через этот реактор водород, то можно было, удерживая этот газ внутри двигателя, сильнее водород нагревать. Этот двигатель действительно мог позволить реализовать то, о чем сказал Кириенко. Действительно, можно очень быстро долететь до Марса, и что самое замечательное – это решалось одной ступенью. Этой проблемой занимался в СССР академик Ивлев, большой энтузиаст этого дела. Были построены могучие стенды для отработки такого двигателя в отдаленных местах, и, слава Богу, на этом все закончилось – по разным причинам. Эта затея крайне опасная и сильно затратная. На этом проекте можно было разорить страну. Техническая возможность в принципе есть, не то, чтобы она стопроцентно была подтверждена, но близко к признанию того, что это возможно.

Что касается возвращения к тем проектам, что были в 60-70-х, конечно, это вряд ли. Проект, который был закрыт, имеет серьезные трудности концептуального характера, неизвестно, как сбрасывать тепло, удастся ли это придумать, или нет. Но для того, чтобы утверждать, что серьезная необходимость в таких двигателях существует, нужно быть жутким  энтузиастом. Сейчас практически все задачи, которые должны решаться ракетно-космической техников, решабельны существующими средствами, а что-то принципиально новое вроде применение ядерных двигателей - дело сильно не ближайшего будущего.

Источник: www.nutcall.com
Игорь Острецов
Доктор технических наук, бывший замдиректора НИИ атомного машиностроения
4 марта 15:42

В космосе будущего у человечества нет

Специалист по ядерной физике и атомной энергетике, бывший замдиректора НИИ атомного машиностроения Игорь Острецов объяснил, почему считает идею полета на Марс ненужной и бесперспективной. 

Электроядерные двигатели делали еще в 70-е годы. Интенсивно запускались в рамках очень больших программ. Были энергетические установки трех типов: с термоэмиссионным преобразованием, термоэлектрическим преобразованием и с машинным преобразованием. 

Было запущено порядка 30 спутников с термоэлектрическим преобразованием. Один упал в Канаде, некоторые - в Индийский океан, в свое время вокруг этого были большие скандалы. В основном они применялись для шпионских целей, для разведки из космоса. Американцы свои энергетические установки делали на изотопах, что совсем плохо. А мы делали на основе ядерных реакторов. 

Сейчас, насколько я знаю, «Росатом» собирается делать установку с машинным преобразованием. Безусловно, им есть область применения, но при условии, что будет осваиваться Луна. А в этом отношении, к сожалению, никаких шагов не делается. Эти работы надо немедленно реанимировать. Энергетические базы должны находиться на Луне, а с помощью электроядерных двигателей можно будет транспортировать любые астероиды, например металлические, и вокруг Земли делать определенную энергетическую структуру с помощью зеркал или солнечных батарей. На эту тему есть много разработок, которые давным-давно были сделаны. Сейчас их начинают немного реанимировать, но несколько не в том направлении, в котором нужно. 

На Марс полететь, конечно, здорово, но зачем это нужно? Вопрос в том, что это даст человечеству? Марс по размерам примерно такой же, как и Луна, сила тяжести там сравнительно небольшая, поэтому колонизировать его несерьезно, там практически отсутствует атмосфера. В этом отношении Марс ничем не отличается от Луны, но Луна рядом. Осваивать Луну нужно обязательно. И энергетику, и значительную часть промышленности в будущем туда переносить конечно надо. Но для этого нужны совсем другие двигатели – ядерные двигатели большой тяги. Они тоже у нас разрабатывались. И электроядерные, и просто ядерные двигатели были созданы только в Советском союзе. В Штатах ни те, ни другие в общем-то не получились. 

Совершенно непонятно, зачем исследовать дальний космос, у нас на Земле огромный дефицит, перенаселение, кроме того, на климатической конференции ООН в Париже ни о чем не договорились. Все молчат про то, что погода не Земле радикально меняется, и в результате будут большие проблемы. Их пути решения и будущее человечества вовсе не в космосе. Это было большое заблуждение. В космосе будущего у человечества нет, поскольку туда могут проникнуть только единицы, к тому же непонятно зачем. А вот Луну осваивать действительно надо, чтобы решить принципиальные задачи, которые стоят перед человечеством. Полет на Марс – это примерно то же самое, что проведение Чемпионата мира по футболу или Олимпиады: гордиться есть чем, но смысла в этом нет никакого.

Источник: www.nutcall.com
Илья Кудряшов
Научный сотрудник НИИ ядерной физики, конструктор космических научных спутников
4 марта 15:35

Проблема высокой радиации этой штуковины определенно присутствует

Научный сотрудник НИИ ядерной физики, конструктор космических научных спутников Илья Кудряшов рассказал, что проект энергетической установки с ядерным двигателем разрабатывается ведущими институтами страны. 

Вывести на орбиту ядерный реактор мегаваттной мощности? А почему бы и нет? В России долго уже ведутся эти работы, их ведет один из головных институтов Роскосмоса и один из головных институтов ядерной тематики.  Ранее планировалось представить тестовое изделие к 2018 году, но сейчас его техническая стадия мне неизвестна. Разговоры о закрытии проекта – это вопрос не о реальности или нереальности проекта, а вопрос финансирования федеральной космической программы. 

При создании такой установки возникнут определенные проблемы с радиационным фоном рядом с реактором, потому что он фактически без защиты. Эти проблемы пытаются определенными техническими решениями нивелировать. Проблема высокой радиации этой штуковины определенно присутствует. Остальная информация о проекте засекречена и делиться ей я не могу.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения