Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 56.76
€ 69.26
11 марта 19:04 2016 г. Культура тренд: Минкультуры, театр, дети, цены

В гостях у сказки: как выжить детским театрам с недетскими ценами

Детские театры ждет проверка на прочность: Минкульт начал тестировать систему побилетного финансирования. Теперь, сумма, выделенная театру государством, будет зависеть от количества проданных билетов. Суть эксперимента сводится к тому, что оценка эффективности деятельности театра и его снабжение деньгами будет полностью привязано к объёму продажи билетов: чем больше продали билетов, тем больше будет сумма компенсации от государства. Повсеместно система заработает в 2017 году после запуска единой электронной системы продажи билетов.

Идея, благая на первый взгляд, может привести к тому, что детские спектакли вообще исчезнут из репертуаров некоторых областных театров. В период кризиса не все могут позволить купить билеты по рыночной цене, а это значит, что  театр не получит нормального финансирования в будущем. Чтобы как-то выкрутиться в такой ситуации, многие детские театры начинают переориентироваться на спектакли для «взрослых детей», таким образом совершенно вытесняя привычных «Колобков» и «Красных шапочек».

О том, насколько введение побилетного финансирования правильно и акутально, Speakercom поговорил с руководителями детских театров России – «от Москвы до самых до окраин». 

Источник: permtuz.ru
Михаил Скоморохов
Художественный руководитель ТЮЗа, Пермь
11 марта 19:15

Надо работать: подавать на гранты, приглашать профессионалов, привлекать зрителей

Минкульт России намерен ввести побилетное финансирование детских театров. Объём субсидий от государства теперь будет напрямую зависеть от количества проданных ТЮЗом билетов. Художественный руководитель пермского ТЮЗа, народный артист России, профессор Михаил Скоморохов считает, что их театр уже давно финансируется, исходя из этого принципа.

Я руковожу пермским ТЮЗом уже 34 года. Я знаю, что у многих коллег моих есть проблемы со зрителем. Наша ситуация иная. Мы играем вместо 280 спектаклей (есть такая охранная норма, меньше нельзя) 330 спектаклей, иногда чуть больше при зале, заполненном на 98%. 

У нас налажена работа со зрителем. Мы умеем привлечь внимание: не жалеем средств, чтобы заинтересовать зрителя различными способами – и радио-, и видео-рекламу используем. Подробно рассказываем о наших предстоящих премьерах, комментируем эти события: что, для кого и как мы сделали. 

Фото: Cпектакль "День рождения кота Леопольда"

В нашем театре сложилась замечательная традиция: 4 премьеры в сезон. При том, что у нас 20 спектаклей в репертуаре постоянных, которые мы держим, и это очень много. Работа с драматургами налажена так, что мы заранее заказываем пьесы. Хоть это и дорогое удовольствие. 

Кроме того, мы постоянно ищем спонсоров и подаём на все гранты. Несколько грантов российского масштаба в сезон мы выигрываем. Это помогает нам создавать спектакли не дешёвые, но зато они и выглядят  красиво. Мы приглашаем не только хороших режиссёров, но и художников из Москвы, Петербурга, и даже есть новая художница из Австралии. Не боимся давать дорогу молодым – я имею в виду постановочные группы. Из Питера к нам приезжает хормейстер работать с ребятами, а ведь это не только оплата труда, это ещё и билеты на самолёт. 

Но зато наш театр продаёт билеты за 2,5 месяца. За неделю до спектакля билетов обычно уже нет. С лучшими спектаклями мы ездим на фестивали. Политика нашего театра – всё лучшее детям. 

Что касается побилетного финансирования: мы уже давно полуавтономное предприятие. Нам давно уже государственное финансирование идёт как сфере услуг. Денег дают в зависимости от количества зрителей, а не от того, что нам нужна такая-то сумма на содержание, на зарплату и так далее. Сколько услуг мы окажем – такой у нас и объём финансирования. Выполнили – дают, не выполнили – не дают. 

Заранее надо всё продумывать, и тогда не будет лишних проблем.

Источник: puppets-lamp.ru
Марина Грибанова
Художественный руководитель детского театра «Волшебная Лампа», Москва
11 марта 20:22

На себя родители готовы тратить деньги, а на детей – нет

В финансировании детских театров грядут перемены: Министерство Культуры намерено за точку отсчета при формировании денежной субсидии театру со стороны государства взять не число спектаклей и премьер, а количество проданных билетов. С точки зрения художественного руководителя московского театра детской книги «Волшебная Лампа» Марины Грибановой система побилетного финансирования не в состоянии учесть множество нюансов.

Многие родители хотели бы повести своих детей в театр -  в наш или в соседний, или в любой другой в другом городе, - но им не всегда это позволяет их финансовое положение. Хотя я заметила, что на себя взрослые готовы тратить достаточно большие деньги. А на детей – нет. И есть категория зрителей, и очень большая, которая ни на себя не может ничего потратить, ни на детей. Сейчас вообще кризис. Меньше народа стало ходить в театры, чем несколько лет назад.

В нашем театре 7 спектаклей, практически все они рассчитаны на возраст до 12 лет. Были спектакли для детей постарше, но они сейчас не идут – жизнь изменилась, более взрослые дети предпочитают другие развлечения.

Раньше учителя были обязаны водить детей в театры. И цена билета на спектакль равнялась цене мороженого. Такова была политика власти: дешёвые билеты и обязанность учителей. Потом это отменили, и сейчас театр – на совести родителей. А у родителей не всегда есть возможность, и даже не всегда есть желание. Детские театры в сознании родителей не возникают, и на то есть причины.

Дело в том, что детские театры не пропагандируются. О них не пишут СМИ – последние лет десять не пишут. Почти нет передач на телевидении или на радио. То ли это финансовый вопрос, то ли политический – я не знаю. Если раньше о нашем театре в сезон писали раз 6-8-10, то сейчас вообще не пишут о детских театрах ни о каких, не только о нашем.

Если ребёнок в раннем детстве не пойдет в театр, то этот ребёнок, став взрослым, в театр тоже не придёт. Это та же ситуация, что и с чтением книг, посещением музеев и выставок. Не получил чего-то в детстве – и потом не будет считать это нужным для себя.

Побилетное финансирование не учитывает многих вещей. Есть законы экономики, которые мы переплюнуть не можем, даже по приказу Министерства культуры. Если я хочу, чтобы было много зрителей – я продаю дешёвые билеты. Если я хочу, чтобы у меня была хорошая выручка – я продаю дорогие билеты. Если зал маленький, то билеты приходится продавать дорогие. Нельзя все театры постричь под одну гребёнку. У нас театр маленький – зал рассчитан всего на 80 человек.

Кроме того, детский театр и взрослый театр – далеко не одно и то же. Наши цены в разы отличаются от цен на билеты во взрослые театры. У нас билеты стоят от 500 р до 1200 рублей. Но, на самом деле, этого недостаточно. Это не покрывает наши затраты. Большие театры – «Ленком» или «Сатирикон» или МХАТ – у них билеты могут стоить и 8 тысяч, и 10, и 15, и зрители их прекрасно покупают и идут. На себя они готовы потратить такие деньги. Для детей же… Со старых времени осталась печать в мозгах: детское должно быть дешёвым. Но мы-то знаем, что всё детское дороже: детская обувь дороже, детская одежда дороже... Всё, что делается для детей, делается по-другому, из других продуктов.

У нас театр кукол. Нам надо сделать кукол, чтобы был спектакль. Недостаточно того, что артист просто в чём-то там вышел на сцену, произнес выученный текст. Может быть, даже сделал это гениально… Куклы дорогие – они уникальны, их делают художники, это произведения искусства. Чтобы у нас вышел новый спектакль, нам нужны большие деньги. Я не знаю, во что обходятся Большому театру спектакли с их потрясающими костюмами, у каждого театра свои затраты. Когда Образцову говорили: «Ну что за проблемы, у вас же театр кукол, взяли по чемодану и приехали на гастроли», то Сергей Владимирович отвечал: «Вы не забывайте, что человек с куклой занимает больше места, чем человек без куклы». У нас объективно всё значительно сложнее и дороже. Не только в деньгах, но и в затратах нервных клеток, и в душевных вложениях, в затратах труда… Все спектакли должны быть очень качественно сделаны, потому что очень большая ответственность перед зрителем – это же дети.

Обновление репертуара не всегда актуально. Москва ведь не областной город, в котором 300 тысяч жителей. Например, в городе Ижевске, где эти самые 300 тысяч жителей, надо делать четыре новых спектакля в сезон. Потому что за год новые спектакли успевают посмотреть все эти 300 тысяч жителей. Для того, чтобы жители пришли в следующем сезоне, им надо сделать ещё 4 новых спектакля. В Москве 12 миллионов или даже больше живёт людей, и пока они все посмотрят наши 7 спектаклей – родятся и вырастут новые дети. В Москве совершенно иной принцип посещения спектаклей. Это бесконечный процесс, и мы не заинтересованы в том, чтобы делать 4 спектакля в год, это была бы халтура. Если мы делаем один новый спектакль даже в два года, то мы считаем, что это очень хорошо.

Если бы у нас появились деньги, я бы в первую очередь подняла зарплаты артистам. Я очень хочу, чтобы артисты жили без проблем. К глубокому сожалению, артистов театра кукол в Москве не учат. Все артисты, которые к нам приходят, это не москвичи. Они приезжают сюда или из Нижнего Новгорода, или из Ярославля, где есть такие учебные заведения. И снимают жильё. У них уходит примерно половина зарплаты на то, чтобы арендовать квартиру в Москве. В некоторых театрах, я знаю, уходит и вся зарплата. Мы в своё время просили служебные квартиры у правительства Москвы, но нам не дали, и никому не дали. Если бы был какой-то жилищный фонд – было бы легче. Это тоже большая проблема – с артистами.

Что касается федеральной программы поддержки детских театров – смотря в чём она состоит. Нам даётся государственная субсидия. Мы выполняем государственное задание – надеюсь, что с честью. И, конечно, приятно, когда тебя финансируют, безусловно. Но я такие просьбы не предъявляю правительству. У нас театр маленький. Скоро мы будем переезжать в новое здание, не без помощи правительства Москвы. Нам помогли. У нас там будет намного больше места, правда, не в зрительном зале, а вокруг него и на сцене. Пока что очень трудно. Зрительный зал маленький, фойе крохотное, но мы стараемся, чтобы детям было комфортно. Много приходит и детей-инвалидов, и детей-сирот, и многодетные, и другие семьи, попавшие в тяжелое материальное положение – по направлению органов соцобеспечения. И для них у нас билеты за символическую цену – по 100 рублей. Не все из наших 80 билетов на спектакль продаются по 1200 рублей. Мы просто очень много работаем. В выходные у нас идёт по три спектакля. В будни, почти каждый день, один спектакль.

Мне бы хотелось, чтобы нам дали возможность работать спокойно. Мне нравится, когда из зала после спектакля выходят дети. Они все сразу начинают говорить со своими мамами о спектакле, и мне это напоминает щебет маленьких птиц…

 

Источник: www.facebook.com
Мария Трудкова
Актриса государственного Театра кукол, Ростов
11 марта 20:32

Детские театры хотят видеть только дети, власти в них не заинтересованы

Министерство Культуры РФ тестирует новый подход к финансированию ТЮЗов и кукольных театров для детей, начав проводить прямую корреляцию между количеством проданных билетов и финансовой поддержкой театров. Актриса ростовского государственного театра кукол Мария Трудкова считает это шагом, не учитывающим исторически сложившуюся убыточность именно детских театров.

Положение у нашего театра очень нехорошее. Здание, в котором мы сейчас обитаем, до революции было зданием греческой церкви. И сейчас здание забирают, театр выселяют, а финансирования у нас, по большому счёту, вообще нет. И такие случаи с выселением не единичны – они есть и у других детских театров.

Мы сами крутимся, как можем. Дотации на спектакли (на 2 кукольных спектакля, у которых только стоимость задника составляет 12 тысяч) – всего 40 тысяч рублей. Согласитесь, что это не дотация…

Детские театры хотят видеть только дети. Взрослые, стоящие у власти, видимо, не очень в них заинтересованы. Нужна поддержка, в том числе информационная. Её нет. О драматических, о музыкальных театрах говорят, а о театре кукол – нет.

В нашем репертуаре около 40 спектаклей. Это много. У нас спектакли с различными типами кукол. И тростевыми, и перчаточными, и марионетками, и ростовыми, и планшетными. Плюс к этому у нас 2 сцены. Камерная, для самых маленьких, от трёх лет, где свет не выключается, и музыка звучит тише – чтобы было комфортно малышам. И большая сцена, где более значительные спектакли идут.

Денег не хватает во всех сферах. Нам повезло, что у нас художественный руководитель театра – потомственный кукольник, и он очень хорошо всё знает и грамотно распоряжается финансами. Но, конечно, не хватает ни денег, ни внимания.

Побилетное финансирование не поможет театрам развиваться. Театр издревле – убыточное предприятие. Нормально финансово существовать может только антерприза, которая завязана на громких именах и комедиях. Репертуарный театр в такой системе существовать не может.

Есть репертуарный план. Был когда-то и план по зрителям, но когда эту систему попытались ввести в некоторых провинциальных театрах, то выяснилось, что это невозможно. Этот вариант работает только в Москве, где есть эти самые громкие имена. Детский театр – уже изначально отвергает такую постановку вопроса, тем более, если иметь в виду провинциальные детские театры.

Поэтому для Москвы, для Петербурга побилетное финансирование может быть и пройдёт, но даже там есть сомнение в его успехе применительно к детским театрам.

Госпрограмма поддержки, на мой взгляд, должна основываться на рекламе театрального искусства для детей. Кроме того, хорошо бы вернуть дотационную систему соответствия спектаклей школьной программе. Проходят в школе «каштанку» - и мы ставим «Каштанку». При этом получаем дотацию за такой спектакль. Так было раньше, и спектакль, кстати, был прекрасный.

Источник: www.samru.ru
Сергей Соколов
Директор ТЮЗа «СамАрт» (Самара)
11 марта 20:36

Финансировать надо, исходя из задач, которые ставят перед собой художники

Время, когда основными показателями госзадания для театра было количество спектаклей и новых постановок, похоже, становится историей. Министерство Культуры уже в этом году собирается протестировать побилетное финансирование, когда денежный поток от государства к театральной труппе напрямую будет зависеть от числа проданных билетов. Директор самарского театра юного зрителя «СамАрт» Сергей Соколов считает такой подход в корне неправильным.

У нас нет трудностей. Нас финансируют очень хорошо, нам строят новое здание – откроется в сентябре, выделяют постановочные средства серьёзные, и мы работаем в полном объёме.  Мы присутствуем на всех театральных фестивалях: и в Москве, и у себя фестиваль «Золотая репка» проводим, который тоже финансирует наше правительство и которому уже 25 лет. А общая заработная плата – она по России сейчас вся одинаковая, это процесс объективный.

Что касается спектаклей – зрителю всегда не хватает новых постановок. У нас много спектаклей, и много именно детских пьес. Целый проект имеется для маленьких зрителей, который мы разработали вместе с драматургом Иваном  Бартеневым и Олегом Лоевским .

Побилетное финансирование мне кажется не очень правильным. Причем тут билеты? Интерес к театру вызывает его работа, а не то, сколько он билетов «втюхал». У нас очень много касс в городе, мы сегодня уже продаём билеты  на июнь. Но в детских театрах по всей стране разное количество мест, и исходить из этого в финансировании нельзя. Есть театры, в которых 1000 мест или даже 1500, а есть как у нас – в среднем 145 мест. Театр трансформируемый, есть спектакли на 60 мест, есть на 200. Ну представьте, наш театр начнут финансировать, исходя из 145 мест. Так нельзя!

Финансируется художественная часть, художественная работа театра, и те задумки, которые ставят перед собой режиссёры или композиторы – в репертуаре много музыкальных спектаклей. Если ты успешен в художественном плане, то и больше билетов продаётся. Вот в этом и есть закономерность, другой закономерности нет.

Финансировать надо исходя из задач, которые ставят перед собой художники.

Есть регионы более сложные, есть менее, мы это понимаем. Но уже одно только то, что у нас в стране существует система стационарных театров, чего нигде в мире нет, это уже огромный плюс. Это достижение советского государства, которое было прежде, и достижение сегодняшнего государства, которое продолжает эту традицию. Поддержка театрального искусства – это очень важно, может быть, сейчас даже выйдет такой закон – мы ждём.

Что нужно? Важны, конечно же, зарплатные проекты. Изменится экономическая ситуация – будет расти зарплата, как это было в 2006-2007 годах. Это важно. В других регионах, которые не так хорошо финансируется, как наш, важны постановочные средства. Затратно, конечно, но необходимо. В 1993 году, довольно сложное время было, но 6% бюджета получала культура. Сейчас такого нет.

Верим, что будет лучше. У нас в Самаре открывается шикарный Театр юного зрителя, строят новый театр кукол… Не будем смотреть на жизнь пессимистично – всё-таки впереди мы видим солнце! 

Источник: 25.mvd.ru
Виктор Бусоренко
Директор Приморского краевого театра кукол, Владивосток
11 марта 19:37

У людей выбор: в театр сходить или продукты купить

Трудности, которые вся страна испытывает в связи с кризисом, особенно заметны в области театрального искусства для детей, считает Художественный руководитель Приморского краевого Театра кукол, заслуженный деятель искусств РФ Виктор Бусоренко. В такой ситуации вводить побилетное финансирование, ставя субсидии детского театра в прямую зависимость от числа проданных билетов, неправильно. 

Субсидии, которые нам выделяются, недостаточны. Например, Сахалинская область, такой же театр, как у нас, имеет субсидии в разы больше. Концы с концами мы, конечно, сводим, но последнее время идёт так называемая оптимизация расходов в связи с кризисом. Хотя всё подорожало, и уровень цен на всё повысился, субсидия не увеличивается. Она даже стала, хоть незначительно, но меньше. А цены на билеты мы резко поднимать не можем, потому что понимаем: у наших зрителей тоже финансовые проблемы.

Хорошо, что в этом году пока ещё ритмично финансируют. А то в прошлом году даже приходилось задерживать зарплаты, а за это руководителей штрафовали.

Побилетное финансирование мне представляется неправильным. Театр как бы наказывают за то, что в определённый момент времени у него меньше зрителей, чем могло бы быть. Во-первых, есть разные периоды в течение года. Бывает время, когда зрители активно ходят в театр, а бывает - когда посещаемость уменьшается. Особенно это заметно в детских театрах. Например, на то время, когда идут карантины – вот в этом году две волны гриппа было... Мы же хорошо знаем, какие месяцы у нас «хлебные», а какие – нет. А побилетное финансирование – оно на что будет ориентироваться? Часто зрители реже ходят в театр по объективным причинам, а не от того, что труппа стала работать лучше или хуже.

Я убеждён, что кризис отрицательно сказывается на посещении театра. У людей иногда стоит выбор – сходить в театр или купить что-то из продуктов? Хотя цена билетов у нас невелика: 220 рублей стоит билет на спектакль на малой сцене и 250 – на большой. И не важно, это взрослый идёт или ребёнок.

Театр кукол в нашем городе, во Владивостоке, где 600 тысяч населения и достаточно много театров, может себе изредка позволить поставить спектакль для взрослых, но это не даёт нам прибыли. Взрослые спектакли достаточно затратные и плохо себя окупают. Всё равно, даже если придёт 2-3 зала взрослых, то потом этот поток иссякнет. Наш зритель – это дети, в основном очень маленькие дети, реже подростки и совсем редко взрослые. Так исторически сложилось, и я считаю, что это правильно.

Приходится экономить. Мы экономим на рекламе. Очень сильно сократили количество краевых гастролей. Раньше была краевая программа – край нам финансировал гастроли. Теперь этого нет. А ездить самим в дальние уголки – очень затратно и дорого. Не рентабельно. И мы очень сильно прижались с гастролями за пределы края. Вежливо отказываемся от предложений, хотя это престижно. Экономим на всём.

Помощи от государства хотелось бы получить, например, с целью увеличения гастрольного обмена. От нас всё далеко. Ближайший сосед – Хабаровск, и то 800 км до него. Ездить на гастроли очень дорого. А что касается субсидиарной поддержки, то тут руководство регионов само решает, сколько оно тратит на культуру и сколько на поддержку театров.

При увеличении финансирования можно было бы делать красивее и дороже спектакли, пойти на техническое переоборудование театра. Сейчас, допустим, нам нужна видеопроекционная аппаратура, но мы на этом экономим. У меня в кабинете ноутбук, который куплен лет 10 назад, но я пока не могу себе позволить его поменять – нужны деньги на более насущные нужды, например, на бензин нужнее… Можно было бы улучшить техническое и внешнее качество спектаклей, но впрямую на уровень режиссуры и актёрского исполнения финансирование, конечно, не влияет.

Что касается репертуара, то для кукольного театра он богатейший, только бери и ставь. Мы сотрудничаем и с современными драматургами. Никаких проблем в материале нет. 

Фото: Приморский краевой театр кукол, спектакль "Сказка о рыбаке и рыбке"

Источник: tuz-xa.ru
Константин Кучикин
Художественный руководитель ТЮЗа, Хабаровск
11 марта 19:47

Если были бы деньги, я бы купил кресла в зал

Уже в июле этого года Министерство культуры вменяет в обязанность детским театрам страны проводить электронную продажу билетов на спектакли. С этого момента будет введено побилетное финансирование ТЮЗов – механизм, при котором субсидии на театр от  государства будут напрямую привязаны к числу проданных билетов. Однако художественный руководитель ТЮЗа в Хабаровске Константин Кучикин считает, что билеты – это не показатель.

Часть спектаклей мы ставим для возрастного диапазона 18+, и считаем, что это тоже наш зритель и работать с ним тоже важно, но при этом совершенно не забываем о маленьких детях и ничего не делаем им в ущерб. Примерно 70% у нас детского репертуара, и около 30% – спектакли для взрослых.

Экономим на всём: на декорациях, на оснащении. Не можем позволить себе хорошие микрофоны, хорошее звуковое оборудование. Детский театр нужно развивать, он должен быть подвижным, а не так, что наработан репертуар и дальше мы выпускаем по одному спектаклю в год. Должно быть больше премьер, должны быть лаборатории с молодыми режиссёрами – для поиска правильного языка для разговора с детьми, созвучного современности. Репертуар в общем-то в наше время – не проблема. Хороший литературный материал и язык театра делают чудеса.

Привлекать детей в театр нужно, начиная с родителей. Если родителям нравится вечерний спектакль, то они обязательно придут в театр на утреннюю постановку для детей. Кроме того, в этом году в октябре мы устроили день открытых дверей в театре, играли с детьми, устраивали мини-представления в каждом уголке, кусочки спектаклей показывали для самых маленьких – интерес был огромный, вопреки нашим сомнениям…

О побилетном финансировании надо как следует подумать. Наверное, это правильно. Хотя ведь есть театры, которые загоняют зрителя валом: есть интерес, нет интереса – лишь бы загнать. Они продают много билетов. Но это не показатель.

Фото: спектакль "Муха-Цокотуха"

Наш театр в Хабаровске – единственный театр на Дальнем Востоке, который выезжал на «Золотую маску», мы участвуем во всех российских престижных фестивалях, у нас есть «Арлекин». И вы думаете, это как-то сказывается на финансировании? Ничего подобного. Я думаю, что мы в одном из худших положений находимся.

Если бы поступили деньги, я бы купил кресла в зал, чтобы не стыдно было смотреть со сцены зрителям в глаза. И подправил бы немного световое оборудование. 

Источник: tyuz.ru
Александр Гарьянов
Директор ТЮЗа, Нижний Новгород
11 марта 19:54

За свои деньги делаем и ремонт, латаем здание

Побилетное финансирование детских театров, ввести которое Министерство Культуры РФ собирается уже в июле этого года, пугает далеко не всех руководителей детских театров. Директор ТЮЗа в Нижнем Новгороде, заслуженный работник культуры РФ Александр Гарьянов чувствует себя уверенно, надеясь на спонсоров театра.

Выживаем очень тяжело, но достойно. У нас, в отличие от многих других театров, есть спонсоры. Кроме того, число зрителей значительно возросло за последние 6 лет: с 42 тысяч до 128 тысяч зрителей в год. Возрос и доход – за прошлый год он составил 28 миллионов рублей, а шесть лет назад было 4 миллиона рублей. Все за счёт того, что зрители стали чаще ходить в театр.

Тем не менее, мы за свои деньги делаем ремонты, приобретаем оборудование, делаем и свет, и звук, латаем здание, которому уже 34 года. И пока все получается, но с каждым часом все сложнее и сложнее.

В нашем репертуаре соблюден баланс между спектаклями для маленьких детей и постановками для тех, кто постарше. У нас вечерних спектаклей идёт три на большой сцене и три на малой. Всё остальное мы играем для детей и подростков. Последняя премьера – «Горе от ума». Самое удивительное – полный зал! А это 810 мест. Мы немного переживали, не будет ли это утомительно для подростков, выдержат ли они. И сейчас видим с удивлением, что спектакль смотрят, зал полон, в игры на мобильниках не играются, не разговаривают – всё замечательно. Загадка для меня большая, если честно.

В среднем мы выпускаем 4-5 новых спектаклей в год.  Вот в ближайшее время – 17  марта - будет премьера. Следующая – в сентябре. А я знаю, что в некоторых ТЮЗах, где нет спонсоров, они могут позволить себе только одну премьеру и ту к Новому году. 

Татьяна Плящева
Директор ТЮЗа, Нижнекамск
11 марта 19:57

Деньги на постановки мы собираем по крохам, спектакль не хлеб, без него можно жить

Министерство культуры начинает тестировать новый принцип госзадания для театров – побилетное финансирование. Чем больше театр продает билетов – тем больше денег он получает от государства. Директор нижнекамского ТЮЗа Татьяна Плящева считает, что оценить нововведение положительно можно лишь в том случае, если эти деньги добавят к уже имеющимся субсидиям.

У нас нет своего помещения. Мы находимся в здании районного Дома культуры. Нам, конечно, хотелось бы иметь собственное здание.  Сегодня у нас есть только субсидирование на зарплаты. Постановочные деньги мы зарабатываем сами, собираем буквально по крохам, но этих денег, разумеется, не хватает. Отсюда не особенное качество и декораций, и костюмов. Спонсоры без конца не могут решать наши проблемы. Все говорят – зарабатывайте, но в наше время это очень не просто. Спектакль – не хлеб, который люди покупают каждый день.

В Нижнекамске всего два театра, и зрители ходят на все наши спектакли. Вообще мы ставим спектакли и 0+, и 6+, и 12+, и 16+. Последняя наша постановка «Дульсинея Тобосская», 16+. Случилось чудо, мы сэкономили средства и смогли пригласить режиссёра, и он сделал нам «Дульсинею». Но я не могу сказать, что спектакли для взрослых приносят больше дохода, чем детские.

Если бы были деньги, мы бы усилили рекламу и выпустили более красочный и интересный репертуар для детей. Тогда бы мы привлекли больше зрителей. Когда нет новых костюмов, то приходится перешивать, перештопывать… Мы работаем на одних и тех же «задниках», в одних и тех же декорациях… У нас нет достойного освещения, потому что нет для этого технических условий.

Побилетное финансирование, если оно будет идти как добавка к зарплате, и деньги эти можно будет потратить как постановочные, то это было бы великолепно. К тому же, у нас совсем нет денег на рекламу – у нас идёт реклама только в соцсетях. Было бы неплохо получить средства на рекламу. Но если все доходы театра будут определяться только субсидиями по объёму проданных билетов, театру это никак не поможет. 

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

27 ноября 2017 г.
Чтобы санкции были сняты, России нужно выполнить Минские соглашения и отказаться от Крыма. Оба этих требования невыполнимы.