Союз периода застоя: первый пуск с космодрома Восточный провалился
Первый запуск ракеты «Союз-2.1а» с нового космодрома Восточный в Амурской области не состоялся из-за срабатывания системы автоматической защиты. Историческое для российской космонавтики событие пока отложили на сутки.
«За полторы минуты до старта автоматика дала отбой. Сейчас причины выясняются. Резервная дата 28 апреля у нас сохраняется, в 5.01 по московскому времени», — сообщил официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков. По данным ТАСС, автоматика выявила сбой в одном из приборов системы управления ракеты.
Президент России Владимир Путин, присутствовавший при попытке запуска, заявил на заседании госкомиссии по разбору ситуации: «Если это (сбои) связано с разгильдяйством, с недостаточным контролем над важными процессами, я хочу понять, посмотреть как идет разбор полетов в таких случаях».
Speakercom разобрался, насколько крепко влипли причастные к провалу пуска.
Президент Московского космического клуба, вице-президент фонда «Сколково»
В отложенном пуске ничего страшного нет
На космодроме Восточный автоматика не дала ракете «Союз-2.1а» полететь и первый пуск был отложен. Вице-президент фонда «Сколково» Сергей Жуков считает, что настоящая неприятность была бы в случае взрыва ракеты.
Это никак, не хорошо и не плохо. Я считаю неприятностью, если ракета взорвется, не дай бог, а в отложенном пуске ничего страшного нет. Если вы посмотрите историю запусков шаттлов у американцев, то они регулярно откладывали. Так что посмотрим завтра: будет ли принято решение по пуску, состоится ли он и так далее.
Я не могу гадать, будучи за 8 тысяч километров от места, что там случилось. Это не принято среди специалистов, надо разбираться, а то можно пальцем в небо попасть. Там может быть много моментов, все что угодно. Автоматика же там проверяет подготовку к старту. Что-то могло случиться с двигательной установкой. Это самоконтроль. Хорошо, что он сработал. Лучше сохранить ракету.
Американские астронавты постоянно говорили: хорошо, что у нас есть САС, система автоматического спасения, которая срабатывала минимум дважды. Спасла Лазарева с Макаровым и Титова со Стрекаловым. Автоматика – великое дело.
Президент Ассоциации содействия космонавтике «Байконур-Чебоксары»
Я уверен, что все будет нормально
Запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космодрома Восточный отменила автоматика. Президент Ассоциации содействия космонавтике «Байконур-Чебоксары» Валериан Тихонов объяснил, как работает система защиты.
Никакой паники здесь не надо поднимать. Идет простая работа. Ракета-носитель «Союз» самый надежный в мире. Не зря мы осуществляем пилотируемую космонавтику через него. Его основа – знаменитая королевская «семерка». 55 лет при помощи нее запустили Гагарина и все совершенствуют, доводят до состояния, когда системы работают все лучше.
В данном случае носитель нового поколения, а не тот, который мы пускаем с Байконура. Там идет отладка в том числе и компьютерных программ. Для надежности в систему закладывается программа, которая контролирует ход запуска. Если на каком-то этапе в одной из систем возникает сомнение, то программа останавливается и возвращается на исходную позицию. Программа составлена так, что идет перестраховка. Появилось какое-то сомнение, что один из этапов будет пройден благополучно – все, программа сработала и как бы сказала: «давайте в исходную вернемся и заново проверим все, а потом заново запустим этот процесс.
В данном случае произошло что-то подобное. Когда мы 15 мая 1987 года запускали ракету-носитель «Энергия» с полезной нагрузкой, то там один инженер-программист ошибся в программе, и она вместо того, чтобы выйти на околоземную орбиту, упала в океан.
Сейчас на заводе «Прогресс» руководитель – человек с громадным опытом, который там с инженеров. Они разберутся во всем этом, и будет нормальный пуск. Идет планомерная работа. Ведь вся космическая техника экспериментальная, потому что идет постоянное совершенствование системы.
Я 20 лет работал на космодроме Байконур, многое видел, были и неудачные пуски, и частично неудачные. Все их специалисты отрабатывали, и представляете, какой у нас громадный опыт в ракетно-космической технике. Я уверен, что все будет нормально.
Первый вице-президент Северо-Западной организации Федерации космонавтики России
Хорошо, что не взорвалось
Первый запуск с космодрома Восточный отложили из-за срабатывания системы автоматической защиты. Член Федерации космонавтики России Олег Мухин не считает, что произошло что-то трагическое.
Мы же до конца не знаем, что там произошло. Хорошо, что не взорвалось, не в полете все это произошло, а на земле. Сейчас разберутся. Надо просто подождать. Трагичного здесь ничего нет, тем более это первый запуск.
Есть очень много причин, по которым откладываются запуски. И те же метеорологические условия, как было с возвращаемой ракетой (Falcon 9, - ред.) Будет ветер – будешь откладывать. Много нюансов. Это не трагедия. Да, обидно, что-то где-то не сработало. Надо теперь выяснять причину.
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского
В России первый блин обязательно должен быть комом
Исторический первый запуск с новейшего космодрома Восточный не состоялся из-за отбоя автоматики. Членкор Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш говорит, что откладывание стартов – довольно распространенное явление в отрасли.
По сути ничего страшного в этом нет, это рядовое событие. Запуски, бывает, откладываются из-за того, что возникают какие-то неполадки. Это неприятно, потому что первый старт, и вроде бы такой блин комом. Хотя опять же в России говорят, что первый блин обязательно должен быть комом. Дай бог, чтобы речь шла всего лишь о том, что выпечка блина немного отложилась.
У меня нет статистики по отложенным стартам, но у Space Shuttle, например, было исключение взлететь без откладывания старта. Но Space Shuttle – машина куда более сложная, чем «Союз». Я бы сказал, что это достаточно распространенная ситуация, когда старт по какой-то причине переносят. Конечно, когда такое происходит с «Союзом», это неприятное явление больше бросается в глаза, потому что он находится в эксплуатации уже 60 лет. Это королевская «семерка». Пусть он был многократно модифицирован, но это уже отработанные технологии. Чтобы опять там какой-то клапан где-то не закрылся – это странно. Но что поделаешь? Таковы реалии современной жизни в России.