Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 63.77
€ 69.09

Питчинг для блокбастеров: кто получит от государства деньги на кино

18 апреля прошла очная защита проектов кинокомпаний-лидеров отечественного кинопроизводства. Во время презентации членам Экспертного и Попечительского советов Фонда кино были представлены проекты восьми компаний: "Арт Пикчерс Студия", "Дирекция кино", "Кинокомпания "СТВ", "Нон-Стоп Продакшн", "Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова", "ТаББак", "Централ Партнершип", "Энджой мувиз".

Фонд кино – одна из двух госструктур, оказывающих поддержку национальной киноиндустрии. Второй такой орган – Минкульт. Их функции разделены: Минкульт поддерживает некоммерческий сегмент (авторское, неигровые, дебютные фильмы и анимацию), а Фонд кино оказывает финансовую помощь потенциально окупаемому полнометражному кино и полнометражной анимации. 

Конкурируют за право получение денег в Фонде кино две группы кинопроизводителей: в одну из них входят компании-лидеры кинопроизводства, в другую – все остальные. Критерии определения лидерства регламентированы специальным документом. Компании-лидеры презентовали свои лучшие фильмы 18 апреля. Защита проектов всех остальных компаний пройдет месяцем позже. 
 
Фонд кино в этом году распределяет 2,8 млрд рублей на безвозвратной основе. В течение последних нескольких лет сумма была большей – 3 млрд рублей, но часть денег необходимо было возвращать. Кому будет оказана господдержка в этом году – пока неизвестно. 

Источник: vk.com
Александр Сокуров
Режиссер, Народный артист России
20 апреля 14:19

Деньги нужно вкладывать в дебюты, а не в тех, у кого большие связи

Могу сказать только одно: я всегда за то, чтобы государство и Фонд вкладывали деньги в дебюты, в тех, кто помоложе, а не в тех, кто постарше и побогаче. И не в тех, у кого большие связи. Вот если бы можно было запустить 100 дебютов в год при государственном финансировании – я бы такому государству низко поклонился. Нам сейчас нужно много дебютов.

Деньги – на дебюты. Все остальные подождут, а молодые не должны ждать. 

У нас финансированием проектов со стороны государства занимается только Минкульт и единственный фонд – Фонд Кино. Это просто крошечное количество. Таких фондов должно быть много. Если Министерство культуры сформирует такие фонды, то это будет большая удача. Но боюсь, что оно этого не сделает.

Источник: wikipedia.org
Леонид Верещагин
Гендиректор кинокомпании «Студия ТриТэ»
20 апреля 14:24

Фильм про невероятную победу советских баскетболистов станет событием

На прошедшем 18 апреля питчинге в Фонде кино кинокомпания Никиты Михалкова «Студия Три Тэ» представила свой новый проект – фильм «Движение вверх». Генеральный директор компании Леонид Верещагин подробно рассказал о будущей картине. 

Наш новый фильм «Движение вверх» посвящен выдающейся победе баскетбольной сборной СССР над американцами в финале олимпийского турнира в Мюнхене в 1972 году. В 70-ые годы вовсю шла «холодная война» на всех площадках – на политической арене, естественно, и в том числе, конечно же, в спорте. Спорт был политизирован настолько, что любая победа американцев над нашими или наших над американцами воспринималась, как победа страны. Что, в общем-то, и правильно. 

Мы где-то побеждали, где-то проигрывали, но в баскетбол у американцев выиграть было нельзя по определению. Там баскетбольное кольцо находится в каждой подворотне, и маленькие дети, как только они начинают ходить, начинают играть в баскетбол. До 72-ого года американская команда провела на олимпийских турнирах в общей сложности 63 матча. И она не только ни одного турнира не проиграла – она не проиграла ни одного матча. И вот с такой командой нам надо было сражаться на олимпийских играх. 
Тренер Кондрашин, возглавивший нашу команду за год с небольшим до этого, увидел в ребятах, которые тогда были в его распоряжении, что они смогут побить американцев. В это никто не верил вообще! И поэтому он сначала заставил поверить в это своих игроков, а потом и весь мир. Но для того, чтобы это сделать, нужно было от многого отказаться. Он принес на алтарь этой победы и интересы своей семьи, и собственную карьеру. В результате наши одержали победу.

Матч был очень драматичным. Он считается одним из выдающихся спортивных достижений, одним из наиболее драматичных поединков за всю историю спорта. Наша команда выиграла. О тренере Кондрашине, об этих игроках мы и делаем фильм. 

Его структура будет примерно такой же, как «Легенда №17», хотя абсолютно другой сценарий, другие линии, другие параллели. Но это будет фильм-событие. Такие фильмы толкают вперед киноиндустрию. Это фильмы, в которых всегда существует очень понятный зрителю герой с внятными и понятными каждому зрителю целями, достичь которых он может, только лишь пройдя через испытание. Это фильм, насыщенный эффектами, насыщенный компьютерной графикой, в нем должен быть аттракцион. Аттракционом в нашем фильме будет сам баскетбольный матч – такой же, как в «Легенде» был хоккейный. Все это дает нам основания надеяться, что у фильма будет такой же успех, как у «Легенды».

Источник: wikipedia.org
Олег Иванов
Первый зампредседателя Союза кинематографистов России
20 апреля 15:16

Государство должно финансировать кино на безвозвратной основе

Первый заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов, говоря о защите проектов компаний-лидеров отечественного кинопроизводства в Фонде кино, отметил, что финансирование со стороны государства должно идти только на безвозвратной основе.  

Кинокомпании обращаются за деньгами. Экспертный совет смотрит на проекты, и какие-то из них считает возможным финансировать, а какие-то нет. 

Что необходимо сделать, чтобы получить господдержку? Тщательно подготовить интересный фильм. Подчеркиваю – тщательно подготовить. В этом году на питчинг представили именно такие проекты. 

Объем финансирования иногда достигает 70% от бюджета фильма, и тогда это получается основная часть. В этом году мы вернулись к безвозвратному финансированию. Оно было всегда, и как раз возвратную часть, появившуюся два года назад, можно было считать нововведением. В следующем году, возможно, возвратную часть введут опять, но это будет неправильно. Государство – не банк и не кредитное учреждение. Оно должно финансировать кинематографистов исключительно на безвозвратной основе.

20 апреля 16:35

Рассчитываем на прогрессивное мышление экспертов

Известный режиссер Виктор Гинзбург три года назад получил отказ Фонда кино в финансировании своего проекта по книге Виктора Пелевина Empire V. В этом году Гинзбург, тем не менее, будет участвовать в питчинге в рядах компаний, не попадающих в категорию лидеров. 

В 2013 году Фонд Кино отказал нам в финансировании экранизации книги Пелевина «Empire V». В этом году мы снова претендуем на господдержку, и рассчитываем на прогрессивное мышление экспертов. 

Есть коммерческие реалии - финансирование дорогих идей вызывает сложности. В период работы над «Generation П» я прошелся по всем ведущим продюсерам и услышал: «Да, возьми полтора миллиона долларов и сделай кино». Но невозможно было сделать проект на эти деньги. Мне пришлось в течение нескольких лет собирать бюджет из разных источников. В финансировании приняли участие и бренды, и спонсоры, и инвесторы. Разумеется, если бы проект получил поддержку Фонда Кино, мы бы сделали фильм быстрее и избежали гигантского количества боли.
 
Есть прекрасные модели господдержки кинематографа в мире, например, французская, в которой полностью исключена  идеологическая подоплека. Есть и другие модели, которые помогают расти на поле разным цветам. И, конечно, было бы лучше, если бы фондов, финансирующих кино было больше.
 
Бюджет «Empire V» - 400 миллионов рублей. Причем это очень жесткий бюджет, учитывая, что речь идет о фэнтези с гигантским количеством спецэффектов. Такое кино невозможно снять дешево.

Чтобы понять интересно ли наше кино зрителю, мы решились на краудфандинговую кампанию. 

В результате проект стал рекордсменом российского краудфандинга, собрав за 4 месяца 7,5 миллионов рублей.
 
Я просто вышел к народу и сказал: «Если вы хотите, чтобы это кино было – давайте снимем его вместе». Меня поддержали сами зрители. Мы не собираемся останавливаться.

Источник: www.kino-teatr.ru
Сергей Сельянов
Продюсер, режиссёр, сценарист, глава кинокомпании «СТВ»
20 апреля 16:50

Кино строит страну

Фонд кино 18 апреля провел питчинг компаний-лидеров отечественного кинопроизводства. Продюсер и глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов считает объем денег, выделяемых на кино, крайне малым.

Фонд кино был сформирован благодаря реформе, связанной с господдержкой кино, с целью повышения ее эффективности, предсказуемости, прозрачности. Это произошло в 2009-ом, кажется, году. Довольно быстро Фонд доказал свою эффективность: господдержка стала инструментом развития, а до этого момента она была скорее таким собесом. Каждому, кто называл себя продюсером, старались дать чуть-чуть денег, и никого при этом не обидеть. В результате выходили в большом количестве российские фильмы с очень скромным бюджетом. Имидж российского кино в это время был очень сильно подорван, и мы до сих пор боремся с этими последствиями. Фонд кино позволил сделать опору на тех, кто доказал и продолжает доказывать свою наибольшую эффективность.

У нас системно стали появляться большие фильмы, так называемые «фильмы-события», которые представляют собой лицо кинематографа. Есть, конечно, и хорошие недорогие фильмы очень успешные. Если зритель платит деньги за посещение кинотеатра, то он хочет за эти деньги видеть то, что он не может в полной степени разглядеть на экране монитора, телевизора и так далее. Чтобы привлечь зрителя в кино – нужно вложить денег.

Российское кино конкурирует с американским, которое, конечно, доминирует во всем мире, в том числе и у нас. И это задача непростая. Бюджет всей господдержки по линии кино равен половине бюджета одного голливудского фильма. Вот такая у нас конкуренция! И, тем не менее, все это позволяет какую-то свою долю рынка удерживать. Для того чтобы ее увеличивать, нужно увеличивать объемы господдержки.

Доля поддержки от Фонда кино составляет 25% от бюджета создания фильма и выпуска его на экран, то есть рекламы и прочего. На 75% бюджет фильма, как правило, составляют частные деньги. Но если денег от государства нет вообще, то частные инвесторы, как правило, поддерживать фильм не готовы. Бывают исключения, конечно, но редко.

Вот такой рычаг, в общем замечательный. Когда из одного рубля государственных денег получается 4 рубля – это очень хороший коэффициент. В этом собственно и заключается роль Фонда кино. Там есть над чем работать, есть пути повышения эффективности, прочее-прочее… Необходимо, как я уже сказал, увеличить объем финансирования.

Кино – очень важная вещь для страны. Кино строит страну, воспроизводит национальные коды, способствует установлению той самой идентичности, без которой страна – не страна. Кино рождает простые, но сильные образы. Государство этого, как мне кажется, недопонимает, потому что 2,8 млрд рублей господдержки для киноиндустрии страны – это очень мало. У нас какого губернатора не арестуют – у него по дому разбросано миллиард наличными.

 

Что касается невозвратных субсидий – вернулись к первоначальной модели. Последние два года было 40% возврата, и это было ошибочное решение. Это просто уменьшение поддержки почти в два раза – на 40%. Это породило большое количество судов, потому что некоторые компании, в основном не лидерские, с неплохими проектами, не могут вернуть этих денег. Это в начале все верят в свою счастливую звезду, надеются на сборы. Рынок довольно жестко расставляет всех по своим места. Многие перспективные компании оказываются вычеркнутыми из дальнейшей индустриальной жизни, потому что не могут выполнить свои обязательства по возврату.

Лидерам редко отказывают в получении денег. Институт лидеров этим и отличается, что у них есть компетенция и ответственность. Они – лучшая экспертиза. Они лучше всех чиновников знают, какие деньги, в каком объеме и в какие фильмы нужно вложить.

Я подал в этом году 5 заявок (драма «Салют 7», два анимационных фильма –  «Бука 3D» и «Три богатыря и морской царь», а также геройский экшен «Феникс» и приключенческое фэнтэзи «Скиф» - прим. ред.). Но столько денег у Фонда нет. Поэтому мне придется принимать решение о том, что в работу пойдут не все пять. Как распределить то, что выделят? На 8 лидеров дадут 1,8 млрд рублей. Примерно можно посчитать, что это за сумма. А, например, бюджет нашего нового фильма «Салют 7» составляет порядка $13-14 млн, и предполагает, в том числе, съемку в невесомости в течение почти 40 минут. Только такой бюджет позволит сделать настоящее зрительское кино.

Выбор, на что потратить полученную сумму, лежит на мне. Коллеги проголосуют – это своего рода фокус-группа, я, конечно, посмотрю на их мнение. Но решение принимаю я. Это моя репутация, моя ответственность, мои деньги. Три четверти денег в проекте – частные, то есть мои. В каждом из пяти проектов вижу потенциал, они мне интересны. Два больших проекта – «Салют 7» и «Феникс», два больших мультфильма, в которых мы достаточно интересно работаем, и один фильм с молодым режиссером, что тоже очень важно – это лента «Скиф».

Вообще я сторонник того, чтобы в Фонде дебютанты, молодые режиссеры имели привилегии. С дебютантами очень большие риски всегда. Тем не менее, без вливаний свежей режиссерской крови – киноиндустрия умрет. Дебютантов поддерживает Минкульт, но и Фонду кино в зоне жанрового кино никто не мешает поддерживать дебютные фильмы.

Я даже предлагал, чтобы у лидеров была обязанность, если не каждый год, то хотя бы раз в два года запускать жанровый зрительский проект с дебютантом. Это очень важно. Этому постоянно нужно уделять внимание. 

 

Источник: ru.harrypotter.wikia.com
Алексей Рязанцев
Генеральный директор кинокомпании «Каро Премьер»
20 апреля 17:10

Российские зрители предвзято относятся к фильмам с приставкой «made in Russia»

Прошла презентация новых проектов ведущих российских кинопроизводителей в области полнометражного кино и анимации. Генеральный директор кинокомпании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев доволен тем, как эволюционирует отечественный кинематограф. 

Должен сказать, что между уровнем проектов, представленных вчера на презентации в Фонде Кино и уровнем фильмов, которые предлагались вниманию экспертного совета три года назад, есть большая разница. Сам уровень представления материалов, и подготовка – уже есть основательность в подготовке и трейлеров, и тизеров, и других материалов. Даже на этой стадии они вызывают определенный интерес. 

Понятно, что находясь в очень сложном конкурентном окружении голливудским продуктом, нужно искать новый киноязык. Зритель в российских кинотеатрах просматривает практически все, что сегодня выходит и в Голливуде, и в мире. И нашим кинематографистам нужно искать беспроигрышные предложения, которые при любом сравнении будут лучше. Нужны современные технологии в производстве фильмов и создании визуальных спецэффектов, чтобы удовлетворить, прежде всего, молодую часть зрителей, которые, опять же, будут проводить сравнения с Голливудом. На вчерашнем питчинге большинство представленных проектов удовлетворяло этим требованиям. 

Если говорить о том, почему же наш российский продукт никак не стрельнет в полной мере, за исключением каких-то точечных попаданий, каковыми были «Сталинград», «Легенда №17», «Вий» и еще несколько проектов. Есть, безусловно, какая-то предвзятость зрителей к фильмам с приставкой «made in Russia». Но, повторюсь, технологически тот прорыв, который наблюдается в создании фильмов российских компаний с учетом технологий и закупленного оборудования, позволяет надеяться, что этот разрыв, наконец-то, будет преодолен. 

Есть некая инерционность и в отношении производства кино, и в отношении кинопроката, в отношении преломления суждений о недоброкачественности отечественного кинематографа. 

Должно пройти время. 

Мы можем быть не хуже. Сейчас очень большие шансы на преломление этого стереотипа есть у фильма «Экипаж», и, безусловно, очень сильная линейка ожидается к концу года: это и «Дуэлянт», который заявлен в IMAX, и новый фильм Федора Бондарчука «Притяжение», которые тоже заявлен в IMAX. Интересна попытка первого российского комикса «Защитники», увлекательно придумана история фильма «Кома» - это его рабочее название. Есть шанс за счет этого жанрового разнообразия, которое на питчинге в этот раз было представлено, поправить дела, и в кинопрокате в том числе. 

На текущий момент у нас 15-16% в прокате занимают российские фильмы. Остальное – главным образом, Голливуд с крошечной долей европейского и азиатского кино. Сейчас идет соревновательный момент. Я хочу сказать, что в умении и в самой истории развития мы никак не уступаем сегодня Голливуду. Мы уступаем в бюджете. Часть каких-то кинотехнологий у нас отсутствует, а снимать фильмы за рубежом, где эти технологии есть, для нас дорого, особенно с учетом разницы в курсе валют. 

Если мы говорим о коммерческом успехе и попытке сделать господдержку возвратной, то давайте сразу поймем, что вкладывать деньги в дебютантов важно, и мы найдем наверняка новых тарковских и шукшиных, но не факт, что это будет приносить деньги. Это должен быть какой-то сбалансированный подход господдержки в кинопроизводстве. Господдержка как раз и дала возможность выпустить фильмы в формате IMAX. Я думаю, что ни один уважающий себя продюсер не согласится выпускать в этом формате дебютанта.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта 2019 г.
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения