Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 63.24
€ 73.72

Oscarбительная любовь: почему россияне игнорируют кинопремии Европы

Кинопремия «Оскар» – одна из самых старых в мире кино. Кредит доверия к «Оскару» со стороны российского зрителя безграничен. Ни нападки со стороны критиков, ни практика подковерной борьбы в рядах собственно членов американской киноакадемии даже малейшей тени не отбрасывают на репутацию фильмов, стяжавших эту награду.

У российского кино, как и у любого другого неамериканского, немного шансов на «Оскар» - всего одна номинация «Лучший фильм на иностранном языке». Но, как показывают опросы, «Оскар» и только «Оскар», а вовсе не Берлинале и Канны, становится предметом гордости страны и внимания массового кинозрителя.

Speakercom поговорил с экспертами, как получилось что престижные европейские кинопремии ничего не значат для миллионов российских зрителей.

Источник: www.1tv.ru
Марк Рудинштейн
Продюсер, создатель кинофестиваля «Кинотавр»
11 февраля 19:25

«Оскар» не относится сегодня к премиям значительным

Ежегодная премия американской киноакадемии «Оскар» в сознании наших сограждан автоматически приравнена к оценке «5+». Однако, создатель и продюсер кинофестиваля «Кинотавр» Марк Рудинштейн высказывает сомнения в справедливости такого отношения, считая, что «Оскар» с точки зрения киноискусства давно утратил свою престижность.

 Последнее время «Оскар» – коммерческая премия, которая дается вовсе не за заслуги перед кино. Европейские премии гораздо чаще отмечают новые явления в кино, чем «Оскар». «Оскар» специализируется на блокбастерах, дает премию за технику, и не относится сегодня к премиям значительным. 

Сейчас вот спорят – дать премию Ди Каприо или не дать премию Ди Каприо. Ну какая разница, дать ему ее или не дать, что от этого изменится? Нет, тянут, уже и из «Глобуса» тянут, потому что «Глобус» – это предвестник «Оскара». Не в этом суть кино. Я считаю, что французское кино и даже многие явления в странах Восточной Европы гораздо интереснее. 

В Америке есть тенденция поощрять зрительское кино. Это такая точка отсчета для «Оскара» – зрительское кино. Именно поэтому у нас зритель и становится его поклонником, в отличие от кино интеллектуального, умного и просто хорошего. «Оскар» идет в зрительский отдел, четко туда, где наш зритель и находится. 

Виноваты все. Виновата та политика, которую сейчас проводит телевидение. Посмотрите, что творится – и в большом кино, и на телевидении сплошной Камеди Клаб. Наш зритель теперь воспитан на Камеди Клаб и на Петросяне. Настолько понизили планку зрителя у нас в стране, что Звягинцев вызывает отторжение, привлекая лишь небольшую часть зрителя. 

Из свежего российского кино рекомендовать к просмотру можно Меликян фильм «Про любовь». Она работает очень интересно. Но, посмотрите, даже наш «Золотой орёл» не хочет замечать серьезное кино. Отметили Меликян главным призом, но посмотрите, какой остальной расклад – просто запредел какой-то...

Источник: facebook Павла Санаева
Павел Санаев
Писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист
12 февраля 11:12

Европейские фильмы просто скучно смотреть

Писатель и кинорежиссер Павел Санаев считает, что американское кино популярнее, потому  что интереснее.

У нас в стране больше любят американское кино, а не европейское. И это неудивительно. Я тоже люблю американское кино. Европейское кино в большинстве своем не имеет структуры, непонятно о чем сюжет, и его просто скучно смотреть.

И дело, разумеется, не в продвижении. Есть очень много американских фильмов, на рекламу которых не тратятся большие деньги, они не сняты с каким-то огромным размахом, но при этом значительно выигрывают по сравнению с европейским кино. Например, фильм про неофашизм «Американская история Икс». Из известных актеров там играл только Эдвард Нортон, бюджет фильма очень скромный, а в результате прекрасная картина, не оторваться. Это если говорить про артхаус, не блокбастер про человека-паука, а как мы любим: «Ну, покажите же нам фильм про жизнь, про отношения». Вот вам пример – «Американская история Икс». Прекрасно сделанный фильм, четко структурированный, все понятно, есть история, есть драматургия, и понятно, что играют актеры.

Может быть, я не видел хороших европейских фильмов. Но, сколько я их ни смотрел на фестивалях, еще у меня есть знакомые любители подобного кино, они пытаются меня приобщить, я каждый раз думал: «Когда же это закончится?». Невозможно смотреть. Какая-то совершенно иная школа кинематографа.

Понятно, что каждый причастный к кинематографу человек мечтает получить премию «Оскар». Я бы, конечно, и от европейской не отказался, но «Оскар» почетнее.

Источник: www.kino-teatr.ru
Даниил Дондурей
Главный редактор журнала «Искусство кино»
11 февраля 19:31

Никакого указания Кремля любить Анжелину Джоли нет

Невзирая на то, что в мире достаточно много престижных кинопремий, «Оскар» был и остается самой почитаемой в глазах российского зрителя. Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей считает сложившуюся ситуацию закономерной и естественной. 

Российский зритель живет уже, наверное, десятилетия два с половиной в рамках американской коммерческой культуры. Средний возраст российской киноаудитории - 25-26 лет. Они смотрят точно так же, как люди во всем мире. Примерно 75% всех сборов – это американское кино. Все эти бесконечные «Звездные войны», «Джеймсы Бонды» и разные другие фильмы. Их у нас выпускается примерно 250-280 названий в год. То есть каждую неделю выходит 5 американских картин. И это основные деньги. 

Нет ситуации, когда молодой человек, современный студент, переживал бы образ какого-то российского предпринимателя, или героя фильма «Горько!» или героя Данилы Козловского. Может быть, и то очень мало Харламова в фильме «Легенда №17». Об этом не говорят молодые люди на вечеринках, днях рождения, в школах – ничего этого нет. 

Зритель живет в рамках российского двукультурия, двумыслия: он, с одной стороны, гордится нашими ракетными системами С-400, с другой стороны – переживает за героя американского фильма. Он не знает фамилию министра транспорта или министра строительства РФ, или имя вице-премьера. Он не знает имя Ольга Голодец, но как выглядит Анжелина Джоли или старушка Мэрил Стрип он знает прекрасно, хотя его бабушка зависит от Голодец, а не от Джоли. Это происходит на автомате: никакого указания Кремля любить Анжелину Джоли нет. Один и тот же человек гордится за «Крымнаш» в одно слово, и он же будет переживать седьмой эпизод «Звездных войн», и об этом, задыхаясь, говорить вечером, когда все сидят в кафе. Он не знает всю эту лабуду, которая получает «Золотую пальмовую ветвь» или «Золотых львов» в Венеции. 

В современной культуре 50% денег тратится на продвижение. Это огромная работа. И это может позволить себе только Голливуд. Гигантские деньги. Из 33-35 миллиардов долларов мировых сборов от кинопроката, включая китайцев, индийцев и прочих японцев, 25 миллиардов – это Голливуд. О русских даже речи нет – их никто не смотрит в мире. Русское кино немного смотрят здесь, и то одни только блокбастеры. 

Лучшие мировые фильмы в России тоже никто не смотрит, хотя их показывают. В Москве превосходный репертуар – он сопоставим с парижским. В Париже показывают 540-550 фильмов в год, а у нас – 515 показали в прошлом году. Французы обожают кино, там лучший репертуар в Европе. У нас же фильмов предложено много, но они выходят и их снимают сразу же, потому что нет зрителя. 

Русские люди – особые. Мы ненавидим Америку, 73% населения ненавидит, но обожаем ее же в кинотеатре и по ночам на экране компьютера...

Если говорить о российском кинематографе, то у нас есть хорошее, и даже выдающееся кино, которое не смотрит наш зритель. Из самых последних это, например, «Ангелы революции» Алексея Федорченко, «Страна Оз» Василия Сигарева, даже «Про любовь» Ани Меликян. Ее, правда, посмотрели, и она получила уже главный приз у Никиты Михалкова, и, наверное, получит один из главных призов академии «Ника» за 2015 год, но это не сопоставимо с каннским, и она даже в топ-25 проката не вошла, в топ-30... Там вошел только один фильм, который смотрит самый богатый русский человек – 4 года +. Он заставляет родителей выкладывать десятки миллионов долларов на «Алешу Поповича». Я имею в виду ребенка, который заставляет родителей на Новый Год смотреть мультик.

Источник: imgplusdb.com
Юрий Гладильщиков
Кинокритик
11 февраля 19:49

Нужно на государственные деньги создать систему альтернативного проката

Американского кино в российских кинотеатрах так много, что создается впечатление, что другого кинематографа в мире почти нет. Кинокритик Юрий Гладильщиков считает, что одна из причин этого – бездействие российского государства там, где ему должно было бы давно принять меры.

Начать надо с того, что формально премия «Оскар» – это премия всего англоязычного мира, не только американская. Картины, которые сняты на английском языке в Канаде, в Австралии, в Новой Зеландии, не говоря уже о Великобритании, само собой, все они могут претендовать на все главные номинации «Оскар». Так сложилось, что Голливуд – это главная коммерческая площадка и его смотрят все и во всех странах. Все главные звезды кинематографа – это звезды голливудские, опять же вне зависимости от того, что они собраны по всему миру и приехали в Америку из самых разных стран. Естественно, это интересует всех. Именно эти картины самые кассовые, самые хитовые в мире.

Сама по себе церемония вручения премии – это, конечно же, шоу, которое смотрит огромное количество людей во всем мире. Все это делает «Оскар» главной премией в мире, хотя формально она таковой не является и это проявляется хотя бы в том, что у них всегда случаен подбор тех картин, которые претендуют на«Оскар» в номинации неанглоязычных фильмов.

В мире есть другие авторитетные премии, например, аналог «Оскара» в Азии, есть призы европейской киноакадемии, все равно это явления более маргинальные, которые ни по уровню звезд, ни по уровню самой церемонии не идут ни в какое сравнение с «Оскаром». Хотя, если мы возьмем картины, отмеченные европейской киноакадемией, то с точки зрения киноискусства, развитого киноманства, они, наверное, лучше, чем оскаровский список. Тем не менее, кино, снятое в Швеции, Италии, России никогда не будет иметь такого массового зрителя, как голливудские картины.

Получается премиальное движение, во главе которого все равно стоит «Оскар», и он будет стоять, пока не рухнет собственно Голливуд или пока мир вдруг не сориентируется полностью на китайское кино, чего, я думаю, не произойдет на самом деле. Выходцы из Восточной Европы, которые в итоге организовали Голливуд, придумали и успешную бизнес-модель для его существования, систему коммерческого кино и коммерческого проката, которые завоевали мир.

Зато Европа отыгрывается другим, ведь все главные кинофестивали проходят в Европе. Тройка ведущих кинофестивалей мира – это Канны, Берлин и Венеция. В последнее время в эту борьбу вступил Торонто, и неформально он считается вторым фестивалем мира, но в Торонто нет конкурса. Фестиваль – это немного другой подход, другой бизнес-проект, другая аудитория, гораздо более продвинутая.

Россия следует общей мировой тенденции. Даже если мы возьмем Францию, наиболее развитую кинострану Европы, все равно мы увидим на Елисейских полях кинотеатр Paramount, кинотеатр Universal. У нас, кстати, нет таких кинотеатров, а у них есть. И очень многие фильмы идут на английском языке. И это при всем известной нелюбви французов к английскому языку, противостоянии английской и французской культур, в том числе языковом противостоянии. Другое дело, что все фильмы там можно посмотреть во французском варианте, но обязательно можно найти и в английском. У нас это сделать значительно труднее.

Получить «Оскар» хотят все. Это только братья Коэны, у которых на двоих четыре «Оскара» и премии еще в 10 номинациях, могут позволить себе высказаться относительно того, что не такая уж это почетная премия и не стоит к ней особенно стремиться. Но это Коэны. Вообще когда у человека уже много этого есть, он может говорить все, что угодно. А когда он этого никогда не имел и иметь не будет, но при этом говорит «А, мне вообще плевать на этого «Оскара»», то это звучит уже несколько иначе.

Я думаю, любой человек, кроме, разве что Александра Николаевича Сокурова, который напрямую общается с господом богом и которому это, действительно, неважно, любой, даже будучи пижоном, был бы рад получить «Оскара». Если бы у него эта статуэточка стояла на полочке, он бы время от времени на нее заглядывался и говорил, потирая руки: «Все-таки, черт возьми, сделали мы их!»

Наше артистическое кино проходит в России всегда значительно хуже, чем в Европе. Если вспомнить 2000-е годы, то один из самых первых и ярких примеров – «Возвращение», большой триумф Звягинцева. Фильм, который получил главный приз в Венеции, после этого имел очень хороший прокат во Франции и Италии. Я был на фестивале в Торонто, ежедневно ходил на фестивальные показы. Шел мимо обычного мультиплекса, в котором, тем не менее, во все дни фестиваля шло только артхаусное кино. И в одном из залов, во все дни фестиваля, с утра до вечера показывали «Возвращение». У нас такое представить себе в те времена было абсолютно невозможно.

Это общая беда нашего кино. Наше Министерство культуры озабочено только барабанной идеологией и совершенно не озабочено тем, чтобы до зрителя доходило настоящее, умное кино, которое заставляет его и развиваться, и о чем-то задумываться. Для того чтобы человек это делал, стране нужно на государственные деньги создать систему альтернативного проката, которая во Франции, например, существует давным-давно и очень сильно развита. То есть создать систему залов, в которых бы шло только фестивальное, некоммерческое, некондиционное, нестандартное кино. Но у нас этого делать не хотят, и я боюсь, что не хотят умышленно.

 

 

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

8 июня
Важный ресурс - эффективность администрирования средств пенсионного фонда