Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
21 декабря 16:52 2015 г. Политика тренд: ФЦП, регионы, правительство, бюджет, Крым

Освоение миллиардов: как губернатор Крыма с Москвой поссорился

Конфликт между губернатором Крыма Сергеем Аксеновым и федеральными властями продолжает набирать обороты. В пятницу губернатор 82-го региона России обрушился на правительство страны с критикой по поводу отсутствия бюджетного финансирования вопреки госпрограмме.

«По ФЦП в 2015 году должны были освоить 15 млрд руб. Сегодня уже декабрь, на сегодня еще ни одной копейки. До 15 июня мы график согласовали, провели постановление правительства по этому поводу», - приводило слова Аксенова FlashCrimea.

Ответ правительства не заставил себя долго ждать, и уже в воскресенье некие анонимные источники в Белом доме, общаясь с журналистами выразили сомнение в «профессионализме и качестве работы». Эту информацию передали ведущие информационные агентства страны, например, ТАСС. «Сенсационное заявление Аксенова вызвало удивление у чиновников кабмина», - сказал источник агентства.

После этого конфликт окончательно перешел в публичную дискуссию. В понедельник к ней подключились премьер-министр Дмитрий Медведев и вице-премьер куратор Крыма Дмитрий Козак. Глава правительства поручил генеральной прокуратуре разобраться в проблеме расходования средств, выделенных по федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года». Козак в свою очередь отметил, что надзорное ведомство получило поручение Медведева и собирается усилить комиссию по расследованию задержки расходования средств, которая прежде проводилась Минфином и Минэкономразвития, и не внесла ясности в вопрос.

При этом Козак призвал стороны охладить пыл и отметил, что речь об отставках в высшем руководстве Крыма пока не идет. «Я не знаю, кто сказал о некомпетентности руководителей Крыма. Наверное, на среднем и низовом уровне есть чиновники, которые не вполне справляются со своими обязанностями, судя по тому, что происходит с обоснованием стоимости, планированием расходования средств», - передает слова Козака РБК.

Однако Сергей Аксенов не прекратил полемику. «Я не могу комментировать в данном случае выступления каких-то анонимных деятелей. Из реальных источников, из правительства никаких официальных сообщений не поступало. Пусть все штатные метатели дерьма успокоятся», — заявил Аксенов РСН.

На этом фоне пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков опроверг существование некого кризиса между федеральными и крымскими властями. «В любом случае эти текущие проблемы в ежедневной работе между региональными властями и федеральным правительством возводить в ранг неких кризисов, наверное, было бы некорректно», — сказал Песков радиостанции «Говорит Москва».

Speakercom разбирался, чем Сергей Аксенов мог не угодить анонимным правительственным чиновникам и какова его политическая судьба после открытого конфликта с федеральным центром.

Источник: transparency.org.ru
Юлий Нисневич
Профессор, доктор политических наук
21 декабря 16:55

Чем меньше денег в бюджете, тем круче идет дележ

Конфликт между федеральным правительством и властями Крыма основан на дележе денег из федерального бюджета между бывшим бизнесменом Аксеновым и чиновниками, уверен доктор политических наук Юлий Нисневич. 

Конфликт очевиден, не надо держать во главе Крыма бывших «бандюков», среди которых господин Аксенов. Он еще со времен Украины известен как человек, который участвовал в рейдерских захватах, по кличке «Гоблин». Он себе подобрал таких же орлов.

Деньги из федерального бюджета посылают довольно приличные. Когда у вас сидят люди, которые занимают посты не потому, что они умеют профессионально заниматься этой работой, а потому что они лично преданы господину «Гоблину», то будет такой результат: половина денег не будет доходить или вообще не будет использоваться. Их обвиняют в том, что они недоиспользовали, а я подозреваю, что там еще и те, которые использовались, проверяют, а не использовались ли они специфическим способом. Федеральные чиновники, которые, мягко говоря, не сильно лучше, на это бурно реагируют. Это обычный вопрос дележа бюджетных денег. А чем меньше денег в бюджете, тем круче идет дележ.

Думаю, господин Аксенов сменяем, но у него есть довольно сильные покровители в Москве, на которых он рассчитывает. Но тут он может недооценить ситуацию, потому что за последнее время мы видели немало ситуаций, когда крыша начинает протекать. Возьмите Коми, человек (Вячеслав Гайзер, - ред.) считал, что у него очень мощная крыша, раз он дважды назначался, а потом избирался. А потом крыша протекла, и человека не стало, он стал руководителем организованной банды преступников.

Аксенов доиграется, честно говоря. Поэтому он не является таким несменяемым как Кадыров, там другая ситуация. Дело все в том, что когда эта история разворачивалась с Крымом, люди, которые ее затеяли, не просчитали последствий. Они считали, что будут действовать по классическому образцу: посадят там неких товарищей, на которых есть, мягко говоря, большой компромат, и те будут верно служить. А что будут делать эти люди в условиях, когда все реально непросто, когда нет денег, когда ситуация с энергетикой и водоснабжением тяжелая – никто об этом не думал. А там все-таки 2 миллиона человек живет, которым надо жить, кушать и существовать. У нас же назначение идет не потому что человек что-то умеет и может, а потому что он удобен и полезен из политических соображений. Это основная проблема и это всегда плохо кончается.

Тут вопрос в другом: кто сейчас рискнет идти на эти расстрельные должности? Кто сейчас рискнет возглавить Крым при той ситуации, которая там существует, я имею ввиду экономическую, которая потом перерастет в социальную. Это такая же расстрельная должность, каким в Советском Союзе был пост министра сельского хозяйства. Может быть, какие-то отчаянные головы решат, что они успеют убежать до того как все рухнет. Но кто-то из реальных управленцев, который будет нести ответственность за работу – это вряд ли кто-то пойдет. Может быть, он на это рассчитывает. Аксенов кого-то устраивает, и считает, что будет устраивать всерьез и надолго, тут, думаю, он ошибается. Когда будет уменьшаться бюджетный пирог, схватки за бюджет будут все острее и острее между разными группировками. В какой момент потечет та крыша, которая его держит – никто не знает.

Источник: www.milli-firka.org
Владимир Джаралла
Крымский политолог
22 декабря 15:11

Особый период отношений закончился, наступили будни

Конфликт между федеральным правительством и крымскими властями возник из-за того, что Крым хочет особого отношения к себе, а правительство призывает следовать законам Российской Федерации, уверен крымский политолог Владимир Джаралла. 

Особый период в отношениях Крыма и центра завершился, и наступили обычные будни. Здесь в полной мере сказались не только достоинства, но и недостатки, связанные с небольшим опытом управления людей, которые находятся у власти. Приходится констатировать, что у них реализация многих вопросов вызывает трудности. Как образно выразился в частном порядке один из московских специалистов, приехавших в Крым: когда ставишь задачу, крымчане начинают рассказывать о трудностях. В итоге завершается все тем, что ничего менять не нужно.
Эта проблема, действительно, существовала, и в какой-то период должна была себя проявить. На практике это выливается в то, что выделяемые Крыму средства не осваиваются. Это в какой-то степени может успокоить либералов, которые постоянно кричат о том, что на Крым тратится слишком много денег, но реальная картина иная. Реален озвученный руководителем республики Аксеновым факт того, что большая часть средств не была освоена. Правда, нужно констатировать и вторую часть его сообщения, которую подтвердили еще двое крымских руководителей, председатель парламента Константинов и глава исполнительной власти Севастополя Меняйло. Вторая часть говорит о том, что и деньги выделяются не те, о которых объявлено. Это говорит, что нужно осваивать хотя бы то, что есть.

Неизбежно должен был наступить момент, когда стороны обозначат свои позиции. Но здесь мы должны констатировать еще один важный момент, со стороны правительства, в отношении которого прозвучали подобные замечания, ничего пока не сказано. Это противоречит стилю российского управления. Если возникают какие-то конфликты или проблемы, то их принято решать в рабочем порядке, а не выносить на всеобщее обсуждение. 

В целом, нужно заметить то, что слово «конфликт» несколько преувеличено. Прежде всего, к Аксенову и Меняйло существуют претензии по поводу реализации общих для всех правил. Крым во многом настаивает на том, чтобы в отношении него применялись исключения, но так как это российские регионы, то на них распространяются те же правила, что и на остальные. 

Второй момент, который проявился в последнее время: крымское руководство начинает говорить о том, что федералы во многом не понимают этой специфики. Это неправильная тональность. Крым – это один из регионов России, в отношении него оказывается большая поддержка на всех уровнях, вся его экономика держится за счет поддержки. Со стороны крымских властей должно существовать ответное движение. В первую очередь, крымская власть должна на практике демонстрировать свое желание следовать законам Российской Федерации, и реализовывать обычную практику в сфере управления.

Источник: bigjogan.livejournal.com
Иван Карпушкин
Директор Евразийского центра территориального развития имени Столыпина
21 декабря 17:05

С Аксеновым все будет хорошо, у него сильные консультанты

Все претензии правительства к властям Крыма состоят в неправильном оформлении документов, а Сергей Аксенов призывает закрывать на ошибки глаза и дать региону денег, считает директор Евразийского центра территориального развития имени Столыпина Иван Карпушкин.

Скорее, это просто разное понимание того как должен развиваться регион, и каковы должны быть драйверы его развития. Если взять отношение регионального правительства во главе с Аксеновым, то их риторика с момента воссоединения не изменилась. Они говорят о том, что Крым – это особый регион, значит, к нему должно быть особое отношение, не такие строгие контрольные мероприятия. На кое-какие ошибки, в том числе в оформлении финансовых документов на получение денег из Москвы, можно закрывать глаза. Все во имя быстрейшего развития и интеграции Крыма с Россией.

 С точки зрения правительства риторика тоже не изменилась. Чтобы обеспечить особую роль Крыма, было создано Министерство по делам Крыма, которое занималось выявлением и скорейшим устранением ошибок. Была такая «нянька», которая помогала Крыму в  скорейшем вхождении этого региона в состав России, в налаживании взаимодействия центра и региона. В какой-то момент это министерство стало выявлять слишком много таких ошибок, и Крым попросил его ликвидировать, оно было ликвидировано. Функции этого министерства были переданы Минэкономразвития, где такого отдела как «Нянька по делам Крыма» не было, и все эти ошибки стали просто накапливаться. Соответственно, Аксенов в своей претензии к федеральному центру так и сказал: мол, мы подали, конечно, все бумаги, но с ошибками, на которые надо закрыть глаза и дать нам деньги. Но правительство считает, что в условиях дефицита бюджета и ухудшающейся экономической ситуации, на такие ошибки закрывать глаза нельзя.

У правительства к Крыму претензия только одна: «Начните, наконец, нам нормально оформлять документы, по всем утвержденным процедурам, и тогда мы будем без задержек выделять денежные средства». Но у Крыма не получается, потому что квалификация кадров низкая. Об этом говорит и анализ регионального законодательства, который во многих направлениях не соответствует федеральному законодательству. Об этом говорят и принимаемые внутренние документы региона, которые также не отличаются стройностью и соответствием законодательству. Об этом говорит и публичная риторика, которую мы слышим из уст представителей органов власти Крыма, которая также не совсем совпадает с российской ментальностью. Это вопросы времени и той самой интеграции, которой мы таким скорейшим образом пытаемся достичь. 

Выход тут только один: ротация кадров и внедрение в крымские администрации федеральных чиновников. А может быть даже, постановление о возрождении министерства по делам Крыма, которого сейчас так не хватает, которое имело непосредственное представительство в Крыму и могло устранять эти ошибки оперативно и на месте, не дожидаясь их поступления в Белый дом.

С Аксеновым все будет хорошо, у него сейчас появились достаточно сильные консультанты федерального уровня, которые помогут ему правильно выстроить взаимоотношения с центром. Я думаю, Аксенова не отставят, скорее, будет принято решение в плане нахождения взаимопонимания между правительством и главой Крыма. С другой стороны, показательно, что среди экспертно-консультативного совета, который создан при главе республики, практически нет экономистов, промышленников, представителей приоритетных отраслей развития Крыма. Там в основном политологи, журналисты, представители от различных гуманитарных областей. Не хватает представителей, занимающихся развитием экономики, промышленности, сельского хозяйства, туристической отрасли. Возможно, это говорит о достаточно высокой квалификации профильных министерств, которые есть у Аксенова, и он просто не нуждается в этих экспертах.

Насколько я слышал, никаких официальных заявлений со стороны правительства не было, а вся эта информация носит кулуарный характер. Кулуарное недовольство чисто субъективно и, думаю, будет нивелировано управленческими решениями. В плане создания или увеличения роли специальных органов, например комиссии по делам Крыма, или профильных отделов Министерства экономического развития.

Источник: www.nutcall.com
Семен Уралов
Шеф-редактор "Однако-Евразия", политолог
21 декабря 17:16

Украинская модель воспроизвелась внутри российской юрисдикции

Конфликт между федеральным правительством и властями Крыма зреет уже давно и будет продолжаться еще долго из-за разницы в менталитетах российских чиновников и бывших украинских политиков, считает крымский политолог Семен Уралов.

У меня взгляд политологически-сравнительный, поэтому я считаю, что конфликт был неизбежен. Это связано с тем, что в Российской Федерации и на Украине, в которую раньше входил Крым, существуют разные управленческие школы. Они непохожи. На Украине тенденция к уничтожению и ослаблению государства, в России – все наоборот, укрепляется вертикаль власти.

Когда был инкорпорирован Крым, то крымские элиты были интегрированы фактически в полном составе, кроме откровенно антироссийских. А все остальные в принципе сдали партбилеты «Партии регионов» и получили билеты «Единой России». Получилось, что не Россия «насадила» свой управленческий класс, а украинская модель просто воспроизвелась внутри российской юрисдикции.

При этом правильно было бы поступить так: всех крымских людей, которые были украинскими по типу мышления отправить на 2-3 года по регионам - набираться опыта, чтобы понимать, как устроено все на Урале, как на Кавказе работают. Россия очень разная, Крым – это еще и республика, там особые межнациональные отношения. А в Крым нужно было прислать российских чиновников, для того чтобы они форматировали его под российскую модель, а вот через 2-3 года крымских чиновников можно было бы возвращать в Крым, после того как они получили опыт и надлежащее понимание того, как работает российская модель. Так как этого не было сделано, то мы сейчас получаем издержки неправильного управленческого подхода.

Конфликт зрел давно. Летом был госсовет с участием Путина, где все это уже вылезало. Пару месяцев назад Аксенов писал открытое письмо. Все это тянется уже около года. Просто сейчас произошла информационная вспышка. Они не понимают друг друга: федеральные власти и региональная власть.

С Севастополем понимания больше, потому что там пришел к власти адмирал из Новороссийска. У центра с Меняйло понимания больше, он понимает российский формат, а Крым – это украинское мышление. Я думаю, что пока этот конфликт дойдет до самого верха, он может продолжаться долго.

Источник: ion.ranepa.ru
Сергей Беспалов
Ведущий научный сотрудник РАНХиГС
21 декабря 17:19

Если Аксенов покается, он может сохранить свой пост

Конфликт между федеральными и крымскими властями кроется в том, что губернатор хочет прекратить жесткое давление со стороны центра, а правительство посчитало, что пришла пора уравнять Крым с остальными регионами страны, считает Ведущий научный сотрудник РАНХиГС Сергей Беспалов.

Действительно, признаки конфликта между федеральными властями и властями Крыма в последние недели нарастают, хотя они были и в предшествующие месяцы. Здесь можно выделить несколько причин.

Нужно понимать, что властные структуры Крыма после его вхождения в состав России формировались специфическим образом, отличным от того, как это происходило в других регионах. Прежде всего, глава исполнительной власти Аксенов - человек, не имеющий аппаратного опыта, а только опыт работы в бизнесе. Ему, понятно, было достаточно сложно встроиться в систему исполнительной власти. То же самое можно сказать и о многих членах его команды.

Кроме того на Украине и в Крыму в частности, в тот период, когда полуостров находился в составе Украины, уровень коррупции был существенно выше, чем в российских регионах. Соответственно значительная часть должностных лиц, из которых была составлена команда Аксенова, не обладала необходимой управленческой компетенцией, либо просто была коррумпирована и преследовала собственные интересы. Это выделялось даже на фоне других российских регионов. В некоторых критических ситуациях, в частности, во время энергетического кризиса такие недостатки управленческой команды, сформированной в Крыму, играли свою роль.

Понятно, что федеральный центр изначально осознавал эту специфику, и была проведена определенная работа по подготовке крымских чиновников разного уровня. Но, тем не менее, исключить саму эту проблему было невозможно.

Некоторую роль здесь сыграло и то, что со стороны федерального центра разные люди конкурировали за то, чтобы выступать в качестве координаторов политики в отношении Крыма. Здесь можно вспомнить и историю с созданием и затем упразднением Министерства по делам Крыма. Здесь и стремление с одной стороны вице-премьера Козака играть координирующую роль, и деятельность президентских структур. Между федеральными властями тоже не было налажено достаточно эффективное взаимодействие по отношению к Крыму. Более того, в некоторых ситуациях наблюдалось стремление разных федеральных чиновников набрать скорее очки, свой политический вес, решая те или иные крымские проблемы. И не всегда между правительственными структурами, структурами федерального правительства и администрации президента, в том числе и представительства президента в Крыму взаимодействие было по-настоящему эффективным.

Понятно, что критика в адрес крымских властей со стороны федерального центра возникла не вчера. Раньше Аксенов в некоторых случаях соглашался с ней, в некоторых – нет, но по большому счету не занимал такую конфронтационную позицию. Он шел на то, чтобы отправлять в отставку людей из своей команды и так далее.

Ситуация последних дней отличается от того, что было в предшествующие месяцы, пожалуй не тем, что вдруг претензии федеральных властей в адрес властей Крыма стали по каким-то причинам жестче, а тем, что Аксенов занял принципиально другую позицию. Он, пожалуй, впервые вступил в прямую полемику с федеральным правительством. Сложно сказать, с чем это связано. Возможно, речь зашла об устранении из властных структур Крыма по-настоящему близких ему людей, на которых он всерьез опирался и без которых не считает возможным проводить свою линию. Может быть, сработала просто человеческая психология, и Аксенов, как человек достаточно импульсивный, оказался не готов терпеть дальнейшую критику в свой адрес.

С другой стороны достаточно сложно сказать, до какой степени он готов пойти в этом ставшем публичным противостоянии. Я не очень понимаю, какие у Аксенова могут быть перспективы, если он доведет ситуацию до своей отставки, вынудит федеральный центр в принципиальном плане решать этот вопрос. Довольно сложно сказать, что за спиной Аксенова –мощная политическая сила, что он обладает слишком серьезной общественной поддержкой, которая позволила бы ему после потенциальной отставки продолжать играть значимую роль в Крыму.

Думаю, что попытка Аксенова заключается в том, чтобы, сохранив свой пост, в то же время прекратить достаточно жесткое давление со стороны федеральных структур и сохранить каких-то ключевых членов своей команды. В то же время нужно понимать, что если федеральный центр в первый год после вхождения Крыма в состав России, был в какой-то степени готов мириться со спецификой крымских властей, то теперь со стороны федералов, видимо, приходит ощущение, что пора положить конец этому переходному периоду. И ввести крымские власти примерно в то же состояние, в котором находятся власти других российских регионов.

Сейчас все зависит от Аксенова. Если он откажется от достаточно жесткой риторики, в очередной раз покается и произведет необходимые кадровые перестановки, можно предположить, что на обозримые перспективы он свой пост сохранит. Если же противостояние в публичной плоскости будет продолжаться, то боюсь, что федеральному центру придется принять достаточно жесткое решение по отношению к Аксенову. Хотя ни президенту, ни премьер-министру отставка Аксенова не кажется хорошим вариантом. Все хотят спустить конфликт на тормозах, ни при условии, что крымские власти будут приводиться в состояние приемлемое для российского региона.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта 2019 г.
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения