Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 64.43
€ 71.24
15:55 / 15 мая 2015 г.

Вернуться к сюжету: 30 лет назад в СССР началась антиалкогольная кампания
Источник: www.nutcall.com
Вадим Дробиз
глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)

Антиалкогольная вакханалия - pr для политиков, суррогат для народа

Ни одного позитивного момента в той кампании не было. У нее была нулевая эффективность.

Борьба с алкоголизмом вполне могла быть начата, но не такими методами. Это нужно было делать не торопясь.

В государстве был создан искусственный физический дефицит алкоголя, при этом изменений в жизни людей никаких не произошло. Поэтому потребность в алкоголе осталась прежней, а доступность алкоголя резко упала. Естественная реакция любого человеческого организма – восполнить недостающее суррогатами, что и произошло.

Говорят, что повысилась рождаемость и снизилась смертность. Но это никакого отношения к антиалкогольной кампании не имеет. Нельзя вытаскивать из контекста того, что тогда происходило. Людям пообещали быструю счастливую жизнь в результате экономических реформ. Сухой закон это так, дело десятое. Самое главное началась перестройка: экономическая, политическая, идеологическая. Людей просто обманули. Но благодаря этому у людей появилось желание жить. Был эмоциональный подъем, люди больше рожали, пенсионеры не хотели умирать. Это и стало главное причиной увеличения рождаемости и снижения смертности.

Никакого отношения алкогольная тема к развалу Советского Союза не имела. В бюджет СССР алкоголь давал всего 5%. После начала алкогольной кампании стало 3%. Но это не те цифры, которые могли развалить гигантское государство.

Эта кампания вместе с экономической перестройкой сломала прогрессивную структуру потребления алкоголя в России. Ведь до этого потребление было близким к европейскому. У нас преобладало потребление вина. Вино пили приблизительно 20-21 литр в год на душу населения, 23 литра – пиво, крепкий алкоголь с суррогатами – не более 11 литров. Все это было сломано. В кризис всегда резко падает потребление вина и пива. Это и произошло. К 90-му году потребление вина упало в 7 раз – до 3 литров, потребление пива – до 15 литров, потребление легального крепкого алкоголя упало в два раза, суррогатного – выросло раза в 3-4.

Сегодня у нас потребление пива – 70 литров, т. е. в 3,5 раза больше, чем в советское время, крепкого и суррогатов – не менее 17 литров. Фактически на суррогаты в советское время приходился приблизительно 1 литр, а сейчас 6. Т.е. потребление суррогатов выросло в 6 раз. Общее потребление крепкого выросло не менее чем в 1,5 раза. Вина мы пьем сегодня 4 литра, это почти в 5 раз меньше, чем в советское время. Вот что мы получили в ходе антиалкогольной кампании.

Но эту антиалкогольную кампанию нельзя отрывать от контекста экономической ситуации. Антиалкогольную кампанию можно проводить только в спокойный период развития экономики, когда уровень жизни населения нормальный, а население не пребывает в бесконечном социально-экономическом кризисе. Даже мировой экономический кризис 2007-2008 года спровоцировал резкий рост потребления алкоголя во всем мире, причем крепкого, преимущественно еще нелегального и суррогатного, и сократил потребление пива и вина. Вот что происходит в тех странах, где кризис. В развитых странах вот такая ситуация.

Поэтому нет ничего позитивного ни в той антиалкогольной кампании, ни в текущей. Потребление алкоголя, на мой взгляд, выросло на душу населения с 1985 года в среднем на 30% вместе с суррогатами. Гигантский объем  у нас и сегодня пребывает в нелегальном секторе.

Антиалкогольная кампания, которая проводится сейчас, решает совсем другие проблемы, никакого отношения к снижению потребления она не имеет. Она решила административные задачи, передел рынка, сокращение числа операторов в 2 раза. Сейчас то же самое происходит и на рынке розницы – сокращение операторов в два раза. Все это делается в интересах определенных сетей.

У нынешней антиалкогольной кампании есть заказчик. И это вовсе не общество. Это представители бизнеса. Производителей, дистрибьюторов, импортеров, розничных точек по продаже алкоголя – всего этого станет в 2 раза меньше к 2018 году.

А в фискальной реформе было заинтересовано государство, чтобы содрать с населения больше денег за употребляемый алкоголь. Эта реформа началась и провалилась с треском в 2014.

Итак, первая задача, которую решает антиалкогольная кампания – административная реформа, вторая – фискально-акцизная реформа. Третья задача – пиар. А на чем еще политикам и депутатам пиариться? Из всех тем антиалкогольная и антитабачная вакханалия – лучшие для пиара.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения