Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 56.65
€ 69.81
Источник: Википедия
Юрий Жук
Военный историк, писатель-документалист, президент Фонда памяти Новомучеников Императорского Дома Романовых

В состав комиссий по монументальному искусству должны входить историки

Известный московский историк, писатель-документалист Юрий Жук говорит о том, что эскизы памятников не проходят исторической эскпертизы. Отсюда такое огромное количество ляпов, дискредитирующих современное момументальное искусство. 

Количество устанавливаемых в Москве и других городах памятников в последние годы исчисляется десятками. С одной стороны, это вроде бы, хорошее дело, а с другой таковое, подчас, имеет самые печальные последствия.

К примеру, в процессе согласования долго выясняют, где установить и стоит ли устанавливать вообще, однако ни один памятник, практически, не проходит исторической экспертизы. И что самое интересное, виновником большинства всевозможных «исторических ляпов» является, как это ни странно, Российское военно-историческое общество (РВИО).

Так, к примеру, с его «лёгкой руки» у Белорусского вокзала в Москве открыли памятник «Прощание славянки» – и на геральдической композиции «1941» вместо русских винтовок образца 1891/30 изобразили два немецких карабина Mauser 98К, которым была вооружена германская армия в годы Второй мировой войны. Как результат – недоумение ветеранов, которым едва не сделалось плохо от увиденного. Заменили. Выяснилось также, что авторы этого памятника Сергей Щербаков и Александр Молокостов вообще не представляют себе, какими образцами винтовки была вооружена Российская императорская армия в годы Первой Мировой войны, а также каким образом к таковой крепится штык.

На аналогичной геральдической композиции «1914», где веером расположено оружие, изображен также кожух пулемета Максима образца 1910/1930 гг. более поздней модификации – с канелюрами и с люком для закладки снега, который появился лишь после Финской кампании (1939-1940 гг.).

Памятник воинам «Героям Первой мировой войны» на Поклонной горе в Москве, также детище РВИО. Здесь над группой идущих в атаку солдат развевается российский триколор (кстати, под этим флагом, ходили не солдаты Российской императорской армии, а, по большей части, солдаты Добровольческой армии в годы Гражданской войны!). Но даже если это и так, то в 1914-ом году этот флаг был с желтым квадратом и с двуглавым орлом чёрного цвета без прорисовки деталей. Так вот, орел есть, а жёлтого квадрата – нет.

Не менее «интересна» также и композиция ансамбля памятника Императору Александру I в Александровском саду, работа Салавата Щербакова. В центре «Стены памяти народной», расположенной напротив самого памятника, имеется текст из Указа Правительствующего Сената о воздвижении в столичном граде памятника Императору Александру Благословенному. Из-за текста указа на памятнике торчит разнообразное оружие, в том числе и пара кремнёвых ружей. Ружье слева имеет замок с нужной правой стороны, а ружьё справа – замок в зеркальном изображении. Но это ладно, мелочи. Но из-под этого же указа торчат дульные части автомата Калашникова обр. 1947 года. И это в начале-то XIX века! Идиотизм, да и только! А ещё в левой стороне этой стены изображена группа русских полководцев, которую осеняет своими крылами двуглавый орёл. Но только вот орёл этот почему-то без короны…

До сих пор Салават Щербаков продолжает удивлять жителей и гостей столицы своими «творческими фантазиями». Из недавно установленного – памятник известному на весь мир конструктору-оружейнику Михаилу Калашникову. Помимо фигуры самого конструктора в композиции памятника присутствует изобретённое им оружие. Так вот, на листе чертежа скульптор изобразил германскую штурмовую винтовку MP-43 (Sturmgewher) Художник так видит! Они так видят – они не представляют, что делают!

Памятник Петру, автор Зураб Церетели, который изначально планировался как памятник Христофору Колумбу для установки в США. На нём в качестве трофеев изображены носовые части наших кораблей, потому как «украшены» кормовыми Андреевскими флагами! Получается, что Пётр брал в плен корабли российского флота!

Нельзя также не сказать и о памятнике работы Михаила Переяславца, установленном перед зданием Генштаба МО РФ в Москве на Фрунзенской набережной. С правой стороны – скульптурная группа воинов Красной Армии во главе с конной статуей маршала Георгия Жукова. А с левой – группа воинов Первой мировой войны во главе с конной статуей государя императора Николая II. В их числе - солдаты-артиллеристы, которые катят пушку. Так вот, во-первых, это 76-миллиметровое полевое скорострельное орудие не пропорционально по сравнению с фигурами – какая-то совсем детская, маленькая пушечка. Во-вторых, в памятнике представлен вариант орудия образца 1930 года, а не 1902-го. А в третьих, воины-артиллеристы изображены вооружёнными винтовками с примкнутым штыками, что само по себе неверно, так как артиллерийская прислуга была вооружена карабинами образца 1907 года, а не винтовками, длина которых вместе с примкнутым штыком составляет 166 см!

А многочисленные бюсты Государя Императора Николаю II Александровича? Это просто бедствие какое-то! То его изображают в английском адмиральском мундире, то со звездой ордена Св. Георгия 2-й степени, которым он никогда не был награждён, то с вензелями «Н II» на эполетах, то с какими-то непонятными наградами на груди, а то и с пуговицами, на которых изображены орлы периода временного правительства, разработанные художником Иваном Билибиным.

Но более всех поражает своей «исторической бездарностью» памятник царской семье в Екатеринбурге работы Константина Грюнберга и Александра Мазаева. Ведь этим памятником их, можно сказать, убили второй раз! Совершенно непонятно, с каким историческим материалом сверялись авторы памятника! Государя императора изобразили в галифе, в которых он не ходил никогда. Изобразили его также в гимнастерке образца 1935 года с отложным воротником, в милицейском плаще образца 1969 года с обратным клапаном на рукаве, снабжённом пуговицами (чтобы рядовой и младший командный состав органов внутренних дел не вытирал рукавом нос). Цесаревич Алексей, почему-то, у большинства наших творческих работников застрял в шестилетнем возрасте, хотя на момент гибели царской семьи он был ростом выше своего отца.

Впрочем, это ладно, может, ради того, чтобы слезу выжать. У лестницы, по которой они спустились на нижний этаж дома, сделали 23 ступени, а на самом деле их было всего 19! Цифра же «23» взялась из названия мерзкого пасквиля Марка Касвинова «Двадцать три ступени вниз», где он это число ассоциирует с годами царствования Императора Николая II.

Но, пожалуй, самое гнусное состоит в том, что из великих княжон, чистых и невинных девушек, сделали женщин «с заниженной планкой социальной ответственности». А попросту говоря проституток. Авторы памятника надели им поверх платья кресты, которые в знак вызова обществу носили только падшие женщины. Потому-то и ворот мужской рубахи-косоворотки был сделан так, чтобы даже при его расстёгнутом виде нательный крест не вываливался наружу даже при тяжелых физических работах.

Не менее «грибными» являются и памятники Владимиру Высоцкому, установленные чуть ли не в каждом городе. Конечно, всенародная любовь – дело святое, но ведь надо же знать меру!

А на обелиске в память Первой мировой войны 1914-1918 гг., установленном на территории бывшего Братского кладбища в Москве, наряду со знаком и звездой военного ордена Св. Георгия, ни к селу, ни к городу, присутствует советский орден Красной Звезды. Спрашиваю: «Зачем?» В ответ: «Чтобы ветераны не обижались!» А ветераны, простите, какие?

Есть замечательная книга Кирилла Соколова «Монументальные памятники Российской Империи» из которой следует, что в Москве за 100 лет было открыто всего два памятника – памятник Кузьме Минину и Князю Дмитрию Пожарскому работы Ивана Мартоса и памятник Александру Пушкину работы скульптора Александра Опекушина. А это значит, что сам памятник и место его установки выбиралось долго и тщательно.

И не пора ли в конце концов нашим законотворцам задуматься о том, чтобы в состав комиссий по увековечиванию памяти того или иного лица, равно как и события, входили бы не только чиновники, но компетентные историки и искусствоведы, чтобы более не допускать подобных «исторических ляпов», не делающих честь «отцам городов». 

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

8 февраля
Три силы душат предпринимательство – местные власти, правоохранительная система и федеральное государство.