Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 59.01
€ 69.4
Источник: Википедия
Юрий Жук
Военный историк, писатель-документалист, президент Фонда памяти Новомучеников Императорского Дома Романовых

В состав комиссий по монументальному искусству должны входить историки

Известный московский историк, писатель-документалист Юрий Жук говорит о том, что эскизы памятников не проходят исторической эскпертизы. Отсюда такое огромное количество ляпов, дискредитирующих современное момументальное искусство. 

Количество устанавливаемых в Москве и других городах памятников в последние годы исчисляется десятками. С одной стороны, это вроде бы, хорошее дело, а с другой таковое, подчас, имеет самые печальные последствия.

К примеру, в процессе согласования долго выясняют, где установить и стоит ли устанавливать вообще, однако ни один памятник, практически, не проходит исторической экспертизы. И что самое интересное, виновником большинства всевозможных «исторических ляпов» является, как это ни странно, Российское военно-историческое общество (РВИО).

Так, к примеру, с его «лёгкой руки» у Белорусского вокзала в Москве открыли памятник «Прощание славянки» – и на геральдической композиции «1941» вместо русских винтовок образца 1891/30 изобразили два немецких карабина Mauser 98К, которым была вооружена германская армия в годы Второй мировой войны. Как результат – недоумение ветеранов, которым едва не сделалось плохо от увиденного. Заменили. Выяснилось также, что авторы этого памятника Сергей Щербаков и Александр Молокостов вообще не представляют себе, какими образцами винтовки была вооружена Российская императорская армия в годы Первой Мировой войны, а также каким образом к таковой крепится штык.

На аналогичной геральдической композиции «1914», где веером расположено оружие, изображен также кожух пулемета Максима образца 1910/1930 гг. более поздней модификации – с канелюрами и с люком для закладки снега, который появился лишь после Финской кампании (1939-1940 гг.).

Памятник воинам «Героям Первой мировой войны» на Поклонной горе в Москве, также детище РВИО. Здесь над группой идущих в атаку солдат развевается российский триколор (кстати, под этим флагом, ходили не солдаты Российской императорской армии, а, по большей части, солдаты Добровольческой армии в годы Гражданской войны!). Но даже если это и так, то в 1914-ом году этот флаг был с желтым квадратом и с двуглавым орлом чёрного цвета без прорисовки деталей. Так вот, орел есть, а жёлтого квадрата – нет.

Не менее «интересна» также и композиция ансамбля памятника Императору Александру I в Александровском саду, работа Салавата Щербакова. В центре «Стены памяти народной», расположенной напротив самого памятника, имеется текст из Указа Правительствующего Сената о воздвижении в столичном граде памятника Императору Александру Благословенному. Из-за текста указа на памятнике торчит разнообразное оружие, в том числе и пара кремнёвых ружей. Ружье слева имеет замок с нужной правой стороны, а ружьё справа – замок в зеркальном изображении. Но это ладно, мелочи. Но из-под этого же указа торчат дульные части автомата Калашникова обр. 1947 года. И это в начале-то XIX века! Идиотизм, да и только! А ещё в левой стороне этой стены изображена группа русских полководцев, которую осеняет своими крылами двуглавый орёл. Но только вот орёл этот почему-то без короны…

До сих пор Салават Щербаков продолжает удивлять жителей и гостей столицы своими «творческими фантазиями». Из недавно установленного – памятник известному на весь мир конструктору-оружейнику Михаилу Калашникову. Помимо фигуры самого конструктора в композиции памятника присутствует изобретённое им оружие. Так вот, на листе чертежа скульптор изобразил германскую штурмовую винтовку MP-43 (Sturmgewher) Художник так видит! Они так видят – они не представляют, что делают!

Памятник Петру, автор Зураб Церетели, который изначально планировался как памятник Христофору Колумбу для установки в США. На нём в качестве трофеев изображены носовые части наших кораблей, потому как «украшены» кормовыми Андреевскими флагами! Получается, что Пётр брал в плен корабли российского флота!

Нельзя также не сказать и о памятнике работы Михаила Переяславца, установленном перед зданием Генштаба МО РФ в Москве на Фрунзенской набережной. С правой стороны – скульптурная группа воинов Красной Армии во главе с конной статуей маршала Георгия Жукова. А с левой – группа воинов Первой мировой войны во главе с конной статуей государя императора Николая II. В их числе - солдаты-артиллеристы, которые катят пушку. Так вот, во-первых, это 76-миллиметровое полевое скорострельное орудие не пропорционально по сравнению с фигурами – какая-то совсем детская, маленькая пушечка. Во-вторых, в памятнике представлен вариант орудия образца 1930 года, а не 1902-го. А в третьих, воины-артиллеристы изображены вооружёнными винтовками с примкнутым штыками, что само по себе неверно, так как артиллерийская прислуга была вооружена карабинами образца 1907 года, а не винтовками, длина которых вместе с примкнутым штыком составляет 166 см!

А многочисленные бюсты Государя Императора Николаю II Александровича? Это просто бедствие какое-то! То его изображают в английском адмиральском мундире, то со звездой ордена Св. Георгия 2-й степени, которым он никогда не был награждён, то с вензелями «Н II» на эполетах, то с какими-то непонятными наградами на груди, а то и с пуговицами, на которых изображены орлы периода временного правительства, разработанные художником Иваном Билибиным.

Но более всех поражает своей «исторической бездарностью» памятник царской семье в Екатеринбурге работы Константина Грюнберга и Александра Мазаева. Ведь этим памятником их, можно сказать, убили второй раз! Совершенно непонятно, с каким историческим материалом сверялись авторы памятника! Государя императора изобразили в галифе, в которых он не ходил никогда. Изобразили его также в гимнастерке образца 1935 года с отложным воротником, в милицейском плаще образца 1969 года с обратным клапаном на рукаве, снабжённом пуговицами (чтобы рядовой и младший командный состав органов внутренних дел не вытирал рукавом нос). Цесаревич Алексей, почему-то, у большинства наших творческих работников застрял в шестилетнем возрасте, хотя на момент гибели царской семьи он был ростом выше своего отца.

Впрочем, это ладно, может, ради того, чтобы слезу выжать. У лестницы, по которой они спустились на нижний этаж дома, сделали 23 ступени, а на самом деле их было всего 19! Цифра же «23» взялась из названия мерзкого пасквиля Марка Касвинова «Двадцать три ступени вниз», где он это число ассоциирует с годами царствования Императора Николая II.

Но, пожалуй, самое гнусное состоит в том, что из великих княжон, чистых и невинных девушек, сделали женщин «с заниженной планкой социальной ответственности». А попросту говоря проституток. Авторы памятника надели им поверх платья кресты, которые в знак вызова обществу носили только падшие женщины. Потому-то и ворот мужской рубахи-косоворотки был сделан так, чтобы даже при его расстёгнутом виде нательный крест не вываливался наружу даже при тяжелых физических работах.

Не менее «грибными» являются и памятники Владимиру Высоцкому, установленные чуть ли не в каждом городе. Конечно, всенародная любовь – дело святое, но ведь надо же знать меру!

А на обелиске в память Первой мировой войны 1914-1918 гг., установленном на территории бывшего Братского кладбища в Москве, наряду со знаком и звездой военного ордена Св. Георгия, ни к селу, ни к городу, присутствует советский орден Красной Звезды. Спрашиваю: «Зачем?» В ответ: «Чтобы ветераны не обижались!» А ветераны, простите, какие?

Есть замечательная книга Кирилла Соколова «Монументальные памятники Российской Империи» из которой следует, что в Москве за 100 лет было открыто всего два памятника – памятник Кузьме Минину и Князю Дмитрию Пожарскому работы Ивана Мартоса и памятник Александру Пушкину работы скульптора Александра Опекушина. А это значит, что сам памятник и место его установки выбиралось долго и тщательно.

И не пора ли в конце концов нашим законотворцам задуматься о том, чтобы в состав комиссий по увековечиванию памяти того или иного лица, равно как и события, входили бы не только чиновники, но компетентные историки и искусствоведы, чтобы более не допускать подобных «исторических ляпов», не делающих честь «отцам городов». 

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 ноября
Добившись дополнительных льгот, Венесуэла получает время на частичный выкуп своего долга. Возможно, считают некоторые международные финансовые аналитики, в этом и заключается стратегия венесуэльского государства.