Главные события
в комментариях экспертов
Источник: er.ru
Михаил Блинкин
Директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Эта модель действует во всем мире от Бразилии до Кореи

Москва отказывается от частных маршруток, заставляя их работать по единому билету и на основании госконтракта с городом. Директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин уверен, что это единственный верный путь развития пассажирских перевозок в городе.

Существует стандарт пассажирских перевозок в России, который считается правильным в Международном союзе общественного транспорта и который принят во многих городах мира. Он заключается в том, что горожанин, купив любой билет – на 90 минут, на сутки, на год, - может войти во все, что движется в городе. Ситуация, когда есть билет, но в автобусах одной маркировки он проходит, а другой – не проходит, считается по мировым понятиям абсолютно неприемлемой. Дело перевозчиков, которых в городе может быть сколько угодно, и городской транспортной администрации – договориться так, чтобы дорогому пассажиру не пришлось вникать в их отношения.

В городах бывшего Советского Союза случилось так: муниципальные предприятия от финансовых проблем в обществе стагнировали и разваливались. Причем одна из причин состояла в том, что они должны были тащить на себе кучу популистских льгот, и количество пассажиров, которые не платят на законном основании, стало очень большим.

В это же время к перевозке был допущен частный бизнес, который имел одно ценное преимущество: они не были обязаны возить по социальным картам и другим льготам. Но в силу специфики этого бизнеса «деньги в кепку» там возникали очень большие возможности в части налоговых дел, а также чисто эксплуатационные вопросы: режим труда и отдыха, регламенты техобслуживания подвижного состава и так далее – все это было не очень обязательным. В итоге образовались конкурентные преимущества. В принципе так живет абсолютное большинство городов России.

Москва с большим опозданием стала приводить пассажирские перевозки в порядок. Порядок существует единственный в мире, и он прописан в немецких документах середины 60-х годов прошлого века. Он называется «брутто-контракт на городские перевозки» и заключается в том, что в городе может быть сколько угодно перевозчиков: муниципальных, частных – городской транспортной администрации все равно. Власти заключают с перевозчиком контракт и договариваются, что он выполняет на таком-то маршруте определенное количество рейсов в час пик, вечером и в межпиковое время. Эти рейсы администрация четко отслеживает при помощи аппаратуры и платит перевозчику столько, сколько записано в контракте. Деньги ей идут с продажи всех возможных билетов, а также из бюджета за льготников. Получается, у департамента есть кошелек и контрактные обязательства перед всеми перевозчиками: сколько сделали рейсов, столько и получат по контракту.

Сейчас эта модель действует во всем мире от Бразилии до Кореи. В России к ней переходят в Москве, Казани, Санкт-Петербурге, но при этом испытывают огромные трудности. Среди перевозчиков нашлось определенное количество бизнесменов, которые, прикинув плюсы и минусы новой схемы, поняли, что они не проиграют, а может быть, и даже выиграют. Если у крупного перевозчика налажена нормальная эксплуатационная деятельность в части режима труда и отдыха водителей, предрейсового медосмотра, технического обслуживания, то ему переход на брутто-контракт выгоден. Конечно, он будет железно торговаться за цену каждого рейса и, конечно, у него не будет ласковых отношений с заказчиком, но он договорится. Принципиально он не будет против.

Для каких-то перевозчиков это будет абсолютно неприемлемым. Если у меня вся бухгалтерия и весь бизнес основан на неучтенной выручке, и других преимуществ нет, то для меня предложенная схема – это уход с рынка. Поэтому это очень острый конфликтный вопрос. Не сделать это нельзя, потому что московский транспорт является членом всех международных конвенций.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта 2019 г.
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения