Главные события
в комментариях экспертов
Юрий Свешников
Президент Московского транспортного союза

Москвичам от этого нововведения будет только хуже

Московские власти меняют модель наземных пассажирских перевозок в городе, заставив частников работать по общим правилам с муниципальным транспортом. Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников уверен, что горожан в борьбе за рынок перевозок лишили комфорта и скорости перемещения.

Года полтора-два назад транспортные чиновники города Москвы придумали некую новую модель управления городским наземным пассажирским транспортом. Они сказали, что все маршруты в городе Москве будут работать только по регулируемым тарифам. До того по регулируемым правительством Москвы тарифам работал муниципальный перевозчик ГУП «Мосгортранс», который ему в начале каждого года устанавливала региональная энергетическая комиссия. Он сегодня перевозит 70 процентов всех пассажиров, которые пользуются городским наземным пассажирским транспортом. 30 процентов оставшихся пассажиров до недавнего времени перевозили 69 перевозчиков на совершенно законных основаниях. Это 1,5 миллиона человек в день.

Новая модель предполагала, что все должны работать только по регулируемому тарифу и перевозить пассажиров за билеты, продаваемые городом. Сейчас перевозчики собирают деньги за билеты с пассажиров и на эти деньги осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости. В новой модели предполагается другой финансовый подход: город из бюджета платит перевозчикам за объем выполненной работы - километры, и деньги собирает город. Но по какому тарифу будут ездить пассажиры? Вы же не сможете совершить одну поездку, имея 30 рублей в кармане. Минимальный билет стоит 100 рублей, если вы берете однократный. Поэтому сложно сказать, какой тариф сейчас у муниципальных перевозчиков. Частные перевозчики сегодня берут от 25 до 35 рублей.

Кто теперь будет платить частным перевозчикам за разницу тарифов? Ведь понятно, что они сейчас будут работать по низкому. Если перевозчики раньше работали по тарифу в 35 рублей, это не значит, что они имели 300 процентов рентабельности. Просто их расходные обязательства по сравнению с муниципальным перевозчиком были существенно выше, потому что у муниципальных есть куча налоговых преференций: он не платит НДС, у него есть множество преференций по транспортному налогу, по налогу на движимое имущество и целый ряд других вещей. Более того муниципальный перевозчик не платит коммерческую аренду, потому что все автобусные, троллейбусные парки и трамвайные депо – это имущество города Москвы, переданное ему в хозяйственное ведение. Естественно, за содержание он платит совершенно другие деньги, чем частный перевозчик, вынужденный арендовать промышленные здания и территории. Частный перевозчик вынужден закладывать в тарифы начисления в амортизационный фонд, чтобы примерно раз в 4 года менять подвижной состав. Для муниципального перевозчика автобусы покупаются из бюджета города Москвы, поэтому ему не нужно формировать амортизационный фонд. За счет разницы в этих расходных обязательствах и возникает разница в тарифах. Муниципальный перевозчик, имея все эти преимущества, может возить по 28 рублей, а негосударственные возят по 30-35.

При этом 1,5 миллиона пассажиров ежедневно выбирают именно негосударственных перевозчиков. Мы проводили социологические обследования, в которых я выявил для себя 4 неоспоримых плюса негосударственных перевозчиков, из-за которых люди предпочитают их муниципальным.

Во-первых, за примерно одинаковый тариф пассажир получает существенно более комфортную поездку. Практически все автобусы негосударственных перевозчиков – средней и малой вместимости, где большинство мест сидячие в отличие от больших муниципальных автобусов.

Во-вторых, существенно более высокая средняя эксплуатационная скорость по отношению к большому автобусу – примерно в 2 раза выше, потому что автобусы малой и средней вместимости более мобильные в потоке транспорта. Кроме того посадка только через переднюю дверь существенным образом увеличивает нахождение муниципальных автобусов на остановке.

В-третьих, существенно более короткие интервалы движения, если взять расписание. В час пик у автобусов негосударственных перевозчиков они составляют буквально 3-5 минут, а иногда в спальных районах автобусы идут один за одним. Большие автобусы, особенно сейчас, когда интервалы увеличились, могут ходить с интервалами 15-20 и более минут.

Четвертый неоспоримый плюс – это право остановки по требованию пассажиров вне остановочных пунктов в местах, не запрещенных правилами дорожного движения. При этом механизме на практике реализуется идея поездки от двери до двери. Пассажир может сэкономить до одного километра.

Комфорт, скорость и возможность доехать ближе к своему подъезду выбирают 1,5 миллиона москвичей, и даже те, у кого есть право на бесплатный льготный проезд. Это предлагается сломать. По новой схеме в ближайшее время в Москве будет закрыто около 370 маршрутов, которые раньше эксплуатировались частными перевозчиками. Если сегодня есть 69 перевозчиков и 509 маршрутов, включенных в городской реестр, то по результатам реализации этой модели останется меньше 200. Если сегодня у частных перевозчиков 4 тысячи 600 единиц подвижного состава всех видов, то после реализации этой модели останется около 2 тысяч. То есть в 2 с лишним раза сокращается количество маршрутов и в 2,5 раза сокращается количество единиц транспорта. Как при этом будет реализовываться декларируемая цель, улучшение качества обслуживания москвичей, - я не нахожу ответа.

Более того, новая модель должна была заработать в середине мая. Тогда выигравшие госконтракты перевозчики, которых оказалось всего 8 против работавших раньше в Москве 69, должны были выйти на маршруты. По моим данным, они вышли только на 10 процентов маршрутов. На все остальные они в рамках госконтракта не вышли, потому что у кого-то отсутствуют автобусы большого размера, и у кого-то просто не хватает водителей.

Я считаю, что для москвичей от этого нововведения будет хуже. Как может стать лучше, когда сокращается количество транспорта и количество маршрутов? Интервалы увеличатся, время ожидания увеличится, как и наполняемость подвижного состава.

 

 

 

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта 2019 г.
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения