Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 75.03
€ 88.96
Источник: nutcall.com
Иван Пантелеев
Директор компании «Новатек-арт»

Искусство не терпит бюрократии, но правила в сфере стрит-арта нужны

Объемное граффити с Имперскими штурмовиками из «Звездных войн» на Садовом кольце вызвало полемику среди сторонников и противников стрит-арта. Автор проекта и  директор компании «Новатек-арт» Иван Пантелеев рассказал, как регламентировать стрит-арт, но при этом не задушить его.

В 2011 году, когда я только начинал заниматься граффити, это слово ассоциировалось скорее с вандализмом и хулиганством, но мы увидели в этом явлении потенциал и начали его развивать – у нас получилось донести до общества все плюсы и преимущества этого искусства в городе. По факту нас поддержал мэр, после чего наша деятельность начала функционировать на легальных основаниях – нам разрешали проводить фестивали, выделяли  места для рисунков на стенах, фасадах. Поэтому сейчас де-факто это искусство в городе существует, но де-юре его как будто и нет.

«Звездные войны» - это культовая сага, которая имеет поклонников во всем мире. В разных странах существует множество арт-объектов, которые сделаны по мотивам этой киноленты. На этом фоне мы тоже решили внести свою лепту, поскольку знаем о количестве фанатов. Мы это сделали, естественно, с согласия компании «Дисней», но, тем не менее это авторский проект, который мы сделали вместе с ярославским художником Кашаком.

За период своей работы я сделал около 700 разных объектов – от маленьких вентиляционных шахт до огромной стены, которая попала в книгу рекордов Гиннеса за самый большой рисунок. Я могу сказать, что возмущение может вызвать любая работа, и ты никогда  не угадаешь – какая именно. Например, мы делали работу в Москве на Новокузнецкой улице – это был графичный рисунок с цитатой Лермонтова.  Так один житель поднял огромный шум. Всегда работа может кому-то не нравиться, кто-то  будет видеть на стене что-то другое, а третий вообще не хочет, чтобы на стене что-то было. С трудом представляю, что по поводу какой-то работы мы получили ли полное единодушие в отзывах.

Чисто рекламные проекты мы никогда не делали, потому что нам это не очень интересно. Если к нам приходят спонсоры, мы предлагаем им сделать арт-проект. Пример такого сотрудничества – это стена здания на Сретенке, где в качестве рекламы чая «Ахмад» мы изобразили чаепитие Безумного шляпника. Это был реальный арт-объект с настоящими эскизами автора и небольшим логотипом спонсора на чашечке.  Были и другие подобные проекты. Мне кажется, что такая реклама не вызывает раздражения и служит украшением города.  Мы любим творчество, любим уличное искусство и создаем не рекламу, а искусство. В этом направлении у нас конкурентов нет, и нам приходится конкурировать самим с собой.

Если говорить о серьезном городском искусстве, важно эту отрасль регулировать. Во многом еще и потому, что в этой сфере действительно участвуют большие в городском масштабе денежные массы.

Я не отношусь к чиновникам, которые должны регулировать эту деятельность и склонны какие-то вещи запрещать, но и со своей стороны я говорю о необходимости закрепить некие правила игры в этом смысле.  Эти правила нужны для всех -  для спонсоров, художников, чиновников. Необходима защита имущественных и интеллектуальных прав – вот, что меня как автора беспокоит.

Допустим, город в лице департамента культуры вложил деньги, и на стене здания появился какой-то арт-объект, но потом какое-то другое ведомство решило закрасить работу. На данный момент художника ничто не защищает от такой ситуации, поэтому она вполне возможна. Необходима координация между ведомствами в таких вопросах.

Помимо этого сама работа также нуждается в защите – она находится на улице, и ее никто не охраняет, ни у кого нет на нее имущественных прав. В такой ситуации работу может закрасить кто угодно хоть на следующий день после ее создания. В этом вопросе регулирование необходимо. Художник должен понимать, что его творчество ценно и его авторские права соблюдаются.

Соблюдать нужно и имущественные права – это нужно  заказчику. Который платит за граффити деньги и также не готов к тому, что его заказ проработает всего день, до того, как его вдруг по непонятным причинам закрасят. 

Не нужно увеличивать количество  регулирующих чиновников, но нужно улучшить саму схему. При внедрении слишком авторитарной схемы регулирования стрит-арт может совсем погибнуть. Пока чиновники не слишком регулировали стрит-арт, это направление и стало развиваться. Искусство не терпит рутины и бюрократии.  

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта 2019 г.
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения