Speakercom.ru – интернет-площадка, представляющая как специализированной, так и широкой аудитории мнения, прогнозы и комментарии о событиях в стране и в мире.
Наши эксперты – ведущие в своих отраслях специалисты: политики, экономисты, юристы, социологи, политологи и журналисты.
Руководитель интернет-портала AVIA.RU Network
Максимум можно предотвратить установку бомбы к стойке шасси
Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям усилить меры безопасности при полетах в 47 стран мира. Главный редактор портала AVIA RU Network, эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров считает, что полноценно обеспечить безопасность в чужом аэропорту для авиакомпании практически невозможно.
Максимум, что возможно сделать – обеспечить некий надзор за иностранными сотрудниками, которые приближаются к воздушному судну, но проконтролировать, грузят они легальный или нелегальный багаж достаточно сложно. Можно разве что предотвратить прикручивание проволоки взрывного устройства к стойке шасси.
У наших авиакомпаний практически нет реальных возможностей повысить уровень обеспечения авиационной безопасности в чужих аэропортах. Невозможно осуществлять погрузку и обработку багажа своими силами, обслуживание и ремонт в каждом аэропорту своей бригадой. Формально по горячим следам наши авиационные власти выпустили некий документ, рекомендовали усилить, насколько это возможно – никто не думал.
Существующая система авиационной безопасности в нашей стране достаточно эффективна. Другое дело, что мы не можем гарантировать то же самое в целом ряде иностранных аэропортов. Отправить своих специалистов в каждый аэропорт и заменить там персонал мы тоже не можем. Наиболее эффективное средство обеспечения безопасности в иностранных аэропортах – периодически отправлять туда экспертов, которые бы анализировали, проводили аудит и определяли, действительно ли там система работает на должном уровне. Если нет – дальше уже договариваться о присутствии наших специалистов в этих аэропортах на контролирующих участках, либо прекращать полеты в эти аэропорты, потому что к ним нет доверия.
Международная организация гражданской авиации (ICAO) ООН проводит периодически проверки во всех странах-членах ICAO. И проверяет все в комплексе, начиная от законодательства и системы управления, заканчивая обеспечением авиационной безопасности и в аэропортах, и в авиакомпаниях. Проверяют даже обслуживающие воздушные суда предприятия.
Есть множество иных проверок, но сейчас надо более глубоко и выборочно проверять, гарантируют ли аэропорты, в первую очередь, что все сотрудники, которые допущены в стерильную зону аэропорта, люди проверенные и благонадежные, и что никто не связан с террористами и не является потенциальной угрозой для воздушного судна. Человеческий фактор никто не отменял. Могут даже стоять сканеры на входе в стерильную зону, но часто они не работают или же проверки на них проходят спустя рукава.
С точки зрения транспортной безопасности, любой сертифицированный аэропорт, куда летают международные авиакомпании, является безопасным. Однако надо смотреть не на отдельно взятые аэропорты, а больше обращать внимания на страны, которые замечены в повышенной агрессии в отношении граждан России.
Направлять специалистов в израильский аэропорт «Бен-Гурион» бесполезно, потому что там система обеспечения полетов работает четко и жестко. К тому же совершенно очевидно, что граждане Израиля не склонны к совершению терактов и никакой агрессии в отношении РФ не проявляют. А есть страны, где часть населения радикально настроена и несет в себе потенциальную угрозу.