Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 57.09
€ 67.3
Источник: futurologija.ru
Константин Фрумкин
Координатор Ассоциации футурологов, философ, культуролог

Личный автомобиль останется только богатым людям для больших понтов

Автомобильную индустрию в скором времени ждет череда огромных изменений, заявил глава корпорации Apple Тим Кук. Координатор Ассоциации футурологов Константин Фрумкин считает, что в ближайшие десятилетия автомобиль перестанет быть частной собственностью и станет частью системы городского транспорта.

Первые беспилотные автомобили уже появились, вероятно, в ближайшие 5 лет они станут довольно массовым явлением, а в ближайшие 10-30 лет произойдут перевороты в социальных отношениях. Хотя называть сроки – самое безнадежное, что есть в предсказаниях.

Так или иначе, создание беспилотного транспорта имеет огромное значение даже не сколько для техники, столько для социальных отношений в обществе. Прежде всего, оно подорвет такую важнейшую часть социальной действительности как навык вождения. Человек учится водить, получает права, начинаются ДТП, взаимоотношения с дорожной полиции. На это тратится бюджет, время, эмоции. К тому же владение автомобилем и умение хорошо его водить - важный пункт для социального, гражданского, личностного самоутверждения. Но когда люди обнаружат, что могут без всего этого обойтись, они оценят, какую огромную экономию они получили, не только в плане денег, но и сил, времени и эмоциональных затрат.

Это, несомненно, станет важным пунктом, который подорвет институт личной собственности на автомобили. Хотя с финансово-юридической точки зрения собственность на автомобиль не связана напрямую с умением водить. Теоретически человек может не водить, но владеть беспилотным автомобилем. По факту эти две вещи связаны. Если человек не водит, то он не будет искать способы владеть автомобилем. Вокруг владения автомобилем накручивается целый комплекс социальных отношений, и человек увидит, что может избавиться от них, передав их сервисным компаниям. 

Сейчас уже появляются сервисные компании, которые продвигают идею, что владеть автомобилем накладно, лучше брать его взаймы, в поминутную аренду. Этим занимаются компании каршеринга, на Западе они распространены, а в Москве появились только пару месяцев назад. Ясно, что это перспективное направление. 

Нечто подобное, но с огромным опережением, происходит в сфере грузового транспорта. Компании, которым надо перевозить грузы, сами транспортом не владеют и отдают перевозки на аутсорс. 

В Москве несколько миллионов частных автомобилей, а городская сеть может выдержать всего несколько сотен тысяч. Остальные автомобили простаивают по дворам, они даже теоретически не могут выехать в путь. Но люди все равно держатся за них, потому что не уверены в качестве и гарантированности сервисов, например, каршеринга или такси.

Когда мы перейдем к системе беспилотого транспорта, прежде всего, создадутся предпосылки для радикальной глобальной рационализации количества транспорта в городе. Автотранспорт превратится в публичную услугу, он станет единой системой, которая внутри себя оптимизирует все транспортные потоки. Ни одна машина не будет простаивать, все будут в работе. Только очень богатому человеку для больших понтов понадобится личный автомобиль. 

Основой общественного беспилотного автомобиля будет комфорт, а его марка перестанет играть решающую роль. Изменятся не просто система управления автомобилем, а философия личного транспортного средства. 

Социальные отношения инертны, никогда не бывает радикальной эволюции, чтобы изменилось все и сразу. Часть автомобилей останется в личной собственности, но они войдут в городскую систему оптимизации транспортных потоков, что позволит избежать пробок. Владельцы личного автомобиля для экономии средств на содержание будут временно сдавать его в пользование другим людям, пока он не нужен. Таким образом, сотрется грань не только между каршерингом и такси, но и между такси и частным транспортом.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

13 октября
Турция и раньше закупала у нас вооружение