Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 70.75
€ 80.09

Вести «с фронта»: в Венеции открывается XV Международная архитектурная биеннале

XV Международная архитектурная биеннале открывается завтра в Венеции. Biennale di Venezia – одна из самых значимых архитектурных выставок планеты, которая проводится раз в два года. Название выставки этого года – Reporting from the front.

Куратор биеннале выбирается каждый раз из числа наиболее достойных архитекторов мира. В этом году им стал чилиец Алехандро Аравена (Alejandro Aravena), известность которому принесли проекты в бедных кварталах Чили. Аравена увидел в биеннале площадку, в рамках которой можно показать путь борьбы с такими проблемами, как неравенство, миграции и перенаселенность. Особыми вызовами для современных зодчих Аравена считает качество проектов и банальность архитектуры.

Фото: Куратор выставки в Венеции Алехандро Аравена. Youtube.com

Именно Алехандро Аравена в качестве темы биеннале предложил сделать «Репортаж с фронта». Под «линией фронта» чилиец подразумевает задачи, стоящие сегодня перед архитекторами городов, в которые массово переселяются деревенские жители. Задача градостроителей в этой ситуации состоит в том, чтобы предложить массовое, недорогое, практичное и одновременно не банальное и качественное жилье переселенцам.

Тема такого «фронта» особенно понятна представителям стран Латинской Америки и Азии. Но и Европу сегодня она волнует ничуть не меньше из-за остро вставшей проблемой размещения беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. В павильонах Австрии и Германии показан поиск вариантов трансформации уже существующих строений под нужды переселенцев, в частности, использование бизнес-центров под жилье. 

Экспозиция российского павильона называется V.D.N.H. Urban Phenomenon. Это рассказ о том, как развивалась самая известная выставочная площадка страны в нашем советском прошлом, как она трансформировалась в настоящем и что с ней будет в будущем. Куратор павильона – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, сокуратор – гендиректор ВДНХ Екатерина Проничева. Тему – VDNH: urban phenomenon, – предложил комиссар павильона Семен Михайловский.

Видео - Российский павильон на  архитектурной биеннале в Венеции. Youtube.com

Два уровня российской экспозиции рассказывают о двух основных эпохах ВДНХ: нижний – об истории с показом отдельных артефактов советского времени и верхний с видеоинсталляцией, дающей возможность понять масштабность перемен, происходящих с этой территорией сегодня. Внизу можно увидеть лайтбокс с горельефом Вучетича – символом возрождения ВДНХ. Здесь же воссозданные группой молодых скульпторов статуи девушек из фонтана "Дружба народов", скульптура быка из павильона "Мясная промышленность", скульптуры на портике павильона РСФСР, уменьшенная копия "Рабочего и колхозницы".

«Известия» приводят слова комиссара российского павильона, ректора Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Семена Михайловского: «При входе в черном зале нас встречает золоченый рельеф Евгения Вучетича и черно-белая динамическая инфографика, рассказывающая о развитии ВДНХ. Дальше – крипта с белыми скульптурами. Работы молодых талантливых архитекторов и скульпторов на тему ВДНХ создавались на протяжении полугода. Для нас их присутствие принципиально».

На втором этаже помимо видеоинсталляций, представлена лаборатория, в которой студенты сразу из нескольких стран под руководством урбаниста Винсента Гуайарта представляют разработанные ими сценарии развития ВДНХ.

Главный архитектор Москвы, Сергей Кузнецов рассматривает лабораторию как ключ к пониманию идей кураторов российского павильона. "Здесь мы представили план ВДНХ в виде материнской платы, что должно показать наше сегодняшнее отношение к территории ВДНХ в частности и к профессии архитектора вообще. Архитектура сегодня – это не работа застывших форм, это профессия, постоянно находящаяся внутри в процесса. У зданий есть hardware, жесткая основа, и софт, который его подпитывает и наполняет смыслом", – цитирует слова Кузнецова агентство РИА Новости 

При всей масштабности проекта и его дороговизне, не слишком понятно, как согласуется идея российской экспозиции с темой биеннале о массовом переселении людей в города и "горячем архитектурном фронте" социального жилья. Натяжкой выглядит как тезис о рациональном использовании пространства, так и попытка представить ВДНХ как линию фронта между тоталитарным прошлым и свободным настоящим. 

Своеобразным мостиком между Россией и всем миром на архитектурной площадке в Венеции стали еще два наших проекта в основной кураторской программе биеннале: их представили архитектор Александр Бродский и бюро Бориса Бернаскони. Приглашение участвовать в выставке было получено ими персонально от Алехандро Аравена, о чем стало известно в феврале 2016 года.

Александр Бродский известен как человек "бумажной архитектуры". Всякий, кто посещал фестиваль АрхСтояние в деревне Никола-Ленивец, знаком с его Ротондой в парке.

В Венеции Александр Бродский представил Vodka Ceremony Pavilion – версию домика из рубероида «для водочных церемоний». Однако не все так просто: историк архитектуры Анна Броновицкая, проводящая экскурсии по архитектурной экспозиции в рамках программы компании RDI. Creative, трактует его проект как один из самых философских в рамках выставки. "Фактически это проект про эскапизм. Бродский говорит нам, что всегда, в любых обстоятельствах остается ниша частной жизни", – приводит ее слова агентство РИА Новости.

Фото: Vodka Ceremony Pavilion. Автор проекта - Александр Бродский. www.labiennale.org

Домик из рубероида построен Бродским на краю пирса. Куратор биеннале считает его "архитектурным аналогом великой русской литературы, которая делает видимым невидимое – душу". При этом Броновицкая говорит о том, что у дома Бродского нет внутреннего пространства – получается, что в душу заглянуть нельзя…

Бюро Бориса Бернаскони показывает комплекс Matrex, строящийся в Сколково и предназначенный для офисов компаний-стартапов. Макет здания представлен в разрезе, в масштабе 1 к 25 .

"Внешний контур комплекса Matrex – пирамида символизирует власть и бизнес, а внутренний контур здания в виде матрешки – искусство и науку. На биеннале мы сделали подсветку нашего проекта, что является метафорой генерации событий, создания среды", – пояснил Бернаскони.

Фото:  Проект Matrex. Бюро Бориса Бернаскони.www.labiennale.org

По мнению российского архитектора, проект Matrex отвечает теме "Репортаж с фронта", демонстрируя высокотехнологичное здание, которое одновременно еще и "социально значимо".

Всего в ключевом проекте венецианской выставки заявлено 88 участников из 37 стран, в том числе Петер Цумтор, Дэвид Чипперфильд, Херцог & Де Мерон, Рем Колхас, Кадзуйо Седзима и другие.

Экспозиция биеннале будет открыта для широкой публики в субботу 28 мая. Выставка продлится по 27 ноября 2016 года.

Комментарии пользователей