Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 63.58
€ 70.39

Законы Бэнкси: имперские штурмовики напомнили властям о граффити

Стены московских типовых домов-коробок в последние годы стали радовать глаз горожан. Всему виной – мода на новое направление стрит-арта, когда художники закрашивают целые стены панельных и кирпичных чудовищ большими многоцветными картинами.

Со временем граффити, каких-то десять лет назад считавшиеся вандализмом, признали часть современного искусства. Сегодня уже муниципальные, городские и даже федеральные структуры не прочь превратить его в инструмент благоустройства и социального маркетинга, а бизнесмены – удачным вариантом рекламы. Теперь картины стрит-арта переехали с окраин в центр столицы, и украшают уже не однотипные многоэтажки, а старинные дома – объекты культурного наследия.

Специализирующиеся на стрит-арте рекламные компании работают на договорных основах с городскими департаментами и комитетами рекламы, градостроительства и культуры. Им поступают заказы от, например, Военно-исторического общества, возглавляемого министром культуры Мединским. Он предложил нарисовать на домах портреты героев Великой Отечественной.

Правда, такое искусство не всем нравится. Так, один из жителей Москвы пожаловался в ФСБ и Владимиру Путину на имперских штурмовиков, появившихся на торце здания в центре Москвы. Власти не поддержали возмущение горожанина и ответили, что не нашли формального повода закрасить воинов тьмы.

Speakercom разбирался, как к стрит-арту относятся защитники культурного наследия, духовности, чиновники и сами художники.

Источник: twitter.com
Виталий Милонов
Депутат Госдумы VII созыва
25 декабря 15:31

В Москве большинство домов превращено в замки Саурона

Москвич обратился с жалобой к властям на большое граффити, изображающее имперских штурмовиков из «Звездных войн» на Садовом кольце. Депутат питерского заксобрания Виталий Милонов считает, что граффити только украшают мордорские мотивы в новых ужасных зданиях столицы.

Мне кажется, что граффити, безусловно, может претендовать на то, чтобы называться современным искусством, причем оно подчас более интересно, чем бездарная антихудожественная мазня в галереях.

Что касается регламентации граффити, то здесь требуется вмешательство. Нужно определить зоны, где это можно делать, а где нельзя. В Петербурге граффити как стрит-арт не так сильно распространено, потому что город сам по себе прекрасен. Это уникальный объект исторического наследия XVIII-XIX веков. 

В Москве, конечно, большинство домов изуродованы, превращены в замки Саурона, и продолжают развиваться эти мордорские мотивы в новых ужасных зданиях. Поэтому граффити в Москве как раз украшают эти ужасные квадраты и стеклобетонные сооружения. Но есть и у нас, в Петербурге, так называемое проклятие постмодерна, новые районы, ужасные квадратные дома. Для них ничего плохого в граффити нет.

Я с удовольствием наблюдаю за конкурсами в Европе, где граффити превратилось, действительно, в вид искусства. Есть очень интересные решения – комбинировать его с зелеными насаждениями, плющами. Поэтому надо просто сказать: ребят, мы вам это дело не запрещаем, но в определенных местах это делать нельзя, и нужно, чтобы все соответствовало какому-то высокохудожественному духу. От того, что какой-нибудь чувак, поклонник негров-рэпперов напишет свои идиотские буквы, ничего хорошего не  произойдет. Если это действительно будет дополнением к оформлению города, то почему бы и нет?

Что касается граффити с имперскими штурмовиками, то тут дело не в американцах. Все-таки «Звездные войны» - это уже некое событие в мировом искусстве, и от него уже не избавиться. Не все плохо, что там есть. «Звездные войны» - это 30-летняя история мирового кинематографа. Другое дело, что у жителей должно быть право вето. Можно нарисовать этих штурмовиков на здании студенческого общежития – пускай висят. Мы же хотим, чтобы какие-то наши мотивы были нанесены на здания за границей. Мы же продвигаем свое искусство. 

Какой-нибудь Жилкомсервис не может два года стену покрасить. А ребята и стену покрасили, и еще красиво сделали. Но должно быть государственное и общественное право вето, чтобы вовремя сказать: ребята, стоп, вам нравятся мотивы с мухоморами и Кастанедой, но нам это не подходит.

Источник: dsmir.mos.ru
Иван Шубин
Глава Департамента СМИ и рекламы Москвы
25 декабря 15:33

Должен быть создан худсовет по стрит-арту

Моду на большие граффити на фасадах домов взяли на вооружение рекламщики, которые используют стрит-арт для продвижения своих продуктов. Пришло время перевести эту сферу в правовое поле, считает глава московского Департамента СМИ и рекламы Иван Шубин.

Уличное настенное искусство весьма многолико. При этом за последние годы изменилась сама сущность этого явления, оно перестало восприниматься как вандализм, сегодня мы говорим о нём как об искусстве на городских объектах. Безусловно, в этом большая заслуга городских властей, которые позволили стрит-арту выйти из подполья, дать ему новые возможности для развития. В этом отношении итоги эксперимента по легализации искусства городских улиц можно признать успешными. 

Но по мере его жанрового развития стало возникать много вопросов, в том числе, является ли информация на раскрашенных фасадах рекламой? Во многих случаях это не вызывало никаких сомнений, когда на рисунках стали возникать бренды известных компаний. При этом рекламная информация транслируется не только открыто и прямо. Есть примеры, когда за счет известных голливудских образов настенное искусство стало средством продвижения конкретной кинопродукции. 

Безусловно, мы пришли к тому, что необходима четкая регламентация настенной живописи и определения ситуаций, в каких она является рекламой – то есть средством продвижения товаров и услуг, и тогда на неё должны распространяться общие правила в сфере рекламораспространения, а когда это – средство художественного выражения. Это потребует внесения изменений в законодательство о рекламе, и мы готовы к такой работе.

Здесь должны быть прописаны обязанности всех сторон – рекламораспространителей и собственников зданий, поскольку речь идёт об имуществе – фасаде здания, поддержке его в надлежащем состоянии и сохранности. Должны быть четкие правила относительно того, кто следит за качеством содержания самой настенной рекламы, тем более, если имеются в виду длительные сроки размещения. Так что вопросов много, и их решение требует системного подхода.

В таком подходе нас поддерживают многие коллеги - из Москомархитектуры, ОАТИ, департамента жилищно-коммунального хозяйства и других городских ведомств. Есть общее понимание, что должен быть также создан действующий художественный совет, который бы участвовал в отборе идей и исполнителей в проектах стрит-арта. Мы рады, что начались активные дискуссии по данному вопросу, уверены, что в конечном итоге такая регламентация пойдет на пользу как самому искусству стрит-арта и граффити, так и городу.

Фото: archsovet.msk.ru/

Источник: nutcall.com
Иван Пантелеев
Директор компании «Новатек-арт»
25 декабря 15:24

Искусство не терпит бюрократии, но правила в сфере стрит-арта нужны

Объемное граффити с Имперскими штурмовиками из «Звездных войн» на Садовом кольце вызвало полемику среди сторонников и противников стрит-арта. Автор проекта и  директор компании «Новатек-арт» Иван Пантелеев рассказал, как регламентировать стрит-арт, но при этом не задушить его.

В 2011 году, когда я только начинал заниматься граффити, это слово ассоциировалось скорее с вандализмом и хулиганством, но мы увидели в этом явлении потенциал и начали его развивать – у нас получилось донести до общества все плюсы и преимущества этого искусства в городе. По факту нас поддержал мэр, после чего наша деятельность начала функционировать на легальных основаниях – нам разрешали проводить фестивали, выделяли  места для рисунков на стенах, фасадах. Поэтому сейчас де-факто это искусство в городе существует, но де-юре его как будто и нет.

«Звездные войны» - это культовая сага, которая имеет поклонников во всем мире. В разных странах существует множество арт-объектов, которые сделаны по мотивам этой киноленты. На этом фоне мы тоже решили внести свою лепту, поскольку знаем о количестве фанатов. Мы это сделали, естественно, с согласия компании «Дисней», но, тем не менее это авторский проект, который мы сделали вместе с ярославским художником Кашаком.

За период своей работы я сделал около 700 разных объектов – от маленьких вентиляционных шахт до огромной стены, которая попала в книгу рекордов Гиннеса за самый большой рисунок. Я могу сказать, что возмущение может вызвать любая работа, и ты никогда  не угадаешь – какая именно. Например, мы делали работу в Москве на Новокузнецкой улице – это был графичный рисунок с цитатой Лермонтова.  Так один житель поднял огромный шум. Всегда работа может кому-то не нравиться, кто-то  будет видеть на стене что-то другое, а третий вообще не хочет, чтобы на стене что-то было. С трудом представляю, что по поводу какой-то работы мы получили ли полное единодушие в отзывах.

Чисто рекламные проекты мы никогда не делали, потому что нам это не очень интересно. Если к нам приходят спонсоры, мы предлагаем им сделать арт-проект. Пример такого сотрудничества – это стена здания на Сретенке, где в качестве рекламы чая «Ахмад» мы изобразили чаепитие Безумного шляпника. Это был реальный арт-объект с настоящими эскизами автора и небольшим логотипом спонсора на чашечке.  Были и другие подобные проекты. Мне кажется, что такая реклама не вызывает раздражения и служит украшением города.  Мы любим творчество, любим уличное искусство и создаем не рекламу, а искусство. В этом направлении у нас конкурентов нет, и нам приходится конкурировать самим с собой.

Если говорить о серьезном городском искусстве, важно эту отрасль регулировать. Во многом еще и потому, что в этой сфере действительно участвуют большие в городском масштабе денежные массы.

Я не отношусь к чиновникам, которые должны регулировать эту деятельность и склонны какие-то вещи запрещать, но и со своей стороны я говорю о необходимости закрепить некие правила игры в этом смысле.  Эти правила нужны для всех -  для спонсоров, художников, чиновников. Необходима защита имущественных и интеллектуальных прав – вот, что меня как автора беспокоит.

Допустим, город в лице департамента культуры вложил деньги, и на стене здания появился какой-то арт-объект, но потом какое-то другое ведомство решило закрасить работу. На данный момент художника ничто не защищает от такой ситуации, поэтому она вполне возможна. Необходима координация между ведомствами в таких вопросах.

Помимо этого сама работа также нуждается в защите – она находится на улице, и ее никто не охраняет, ни у кого нет на нее имущественных прав. В такой ситуации работу может закрасить кто угодно хоть на следующий день после ее создания. В этом вопросе регулирование необходимо. Художник должен понимать, что его творчество ценно и его авторские права соблюдаются.

Соблюдать нужно и имущественные права – это нужно  заказчику. Который платит за граффити деньги и также не готов к тому, что его заказ проработает всего день, до того, как его вдруг по непонятным причинам закрасят. 

Не нужно увеличивать количество  регулирующих чиновников, но нужно улучшить саму схему. При внедрении слишком авторитарной схемы регулирования стрит-арт может совсем погибнуть. Пока чиновники не слишком регулировали стрит-арт, это направление и стало развиваться. Искусство не терпит рутины и бюрократии.  

Источник: vk.com
Дмитрий Литвинов
Координатор движения «Живой город», Санкт-Петербург
25 декабря 15:25

Изображения Цоя и Бодрова в Петербурге закрашивать не стали

Мода на большие граффити на фасадах домов коснулась в том числе и Северной столицы, местные защитники исторического наследия не видят ничего плохого в стрит-арте, рассказал координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов.

Обычно под граффити понимают всякие хулиганские рисунки. Это большая проблема, потому что у нас очень много штукатурных фасадов. Если на нем что-то нарисовали, то очень сложно отмыть. Приходится закрашивать и перекрашивать, в результате чего появляется огромный след.

Если речь именно про рисование на брандмауэрах, то у нас обычно рисуют не рекламные картины, а просто художественные изображения, для красоты. Это тоже вызывает определенные споры, на каких брандмауэрах что рисовать. Ведь если речь идет об охранных зонах в историческом центре, может появиться диссонанс. Выглядит слишком современно, нарушает внешний вид. С одной стороны брандмауэр может быть довольно скучным, но с другой стороны слишком веселый рисунок может нарушать всю атмосферу.

Бывает, что на такие работы проводятся конкурсы, художественный совет отбирает эскизы будущих граффити, какие-то из них утверждает, и эти граффити реализуются. Такой вариант могут финансировать либо муниципалы, либо городские власти в рамках работ по благоустройству. Бывают самочинные действия, когда какая-нибудь известная группа граффитистов наносит рисунок, а потом пытается его де-факто легализовать. У нас были изображения Виктора Цоя, Сергея Бодрова в образе главного героя «Брата» на автоматных будках. Их закрашивать не стали – оставили.

Год назад был инцидент, когда некая проправительственная группа рисовала в разных городах России граффити с разными буквами, из которых в итоге должно было сложиться слово «Победа». У нас рисовали букву «П». Тем не менее, рисовали они незаконно. Такая картинка появилась на Обводном канале. В итоге ее недавно закрасили.

Контролем за этим занимается главный художник города, который относит себя к Комитету по градостроительству и архитектуре. Он у нас не очень популярная фигура – слабо заметен.

Фото: vk.com

Источник: vk.com
Сергей Давыдов
Руководитель студии 3D-живописи и декора Davidov-studio
25 декабря 15:25

Без согласия жителей дома граффити не будет

Руководитель студии 3D-живописи и декора Davidov-studio Сергей Давыдов рассказал, как художникам разместить граффити-объект на здании в Москве.

Законов, реально регламентирующих изображение граффити, как искусство в российском законодательстве, насколько мне известно, нет. Мы руководствуемся, прежде всего, решением управляющей компании или ТСЖ (в зависимости от формы собственности здания). Эти органы в свою очередь выясняют мнения жильцов и на нем основываются.

Обычно процесс создания граффити выглядит следующим образом. Я езжу по городу и выбираю места, где тот или иной рисунок мог бы выглядеть хорошо. Иногда заказчик может предложить свой вариант расположения граффити в Москве и области, где мы работаем. Мы это делаем, исходя их собственных обращений, не опираясь на какие-то регламенты – где можно, а где нельзя размещать такие рисунки.

Далее идет процесс создания эскиза, который впоследствии я буду представлять управляющей компании, которая отвечает за выбранный дом. Управляющая компания или ТСЖ (в зависимости от формы собственности здания) обязана согласовать этот эскиз с жителями дома, продемонстрировав его на собрании жильцов. Они, как правило, редко бывают против наших рисунков. Но это во многом объясняется пассивной позицией жильцов по этому вопросу – на собрание чаще всего приходят пару бабушек, которым даже нравятся эти рисунки. Вообще, насколько я знаю, более половины жильцов должны оставить свою подпись, подтверждающую их согласие. С серьезным осознанным протестом среди жильцов мы ни разу не сталкивались. Возможно, правда, это связано с выбором наших тем.

При создании граффити мы руководствуемся не только актуальностью темы, которую хотим изобразить, но и, конечно, местностью самого пространства поверхности стены, окружающей средой – все должно сочетаться.

Что касается Имперских штурмовиков, я считаю, что это часть вполне удачной маркетинговой кампании «Звездных войн». Один из кинотеатров в торговом центре «Мега» в Москве украсил парковочные места граффити на эту же тему. На мой вкус, рисунок выглядит вполне интересно, монументально.  

Источник: livejournal.com
Сергей Клычков
Координатор общественного движения «Архнадзор»
25 декабря 15:25

Если здание – не памятник архитектуры, граффити допустимо

Мода на граффити на фасадах домов не беспокоит московских защитников культурного наследия. Художники не трогают объекты культурного наследия, а на обычных домах стрит-арт всегда можно закрасить, считает Координатор общественного движения «Архнадзор» Сергей Клычков.

Наверное, это не страшно, все-таки искусство. Кто-то, наверное, это согласовывает. Граффити всегда можно закрасить, замазать.

Большие рисунки, которые делают на обыкновенных зданиях в большую стену или в полстены – это дело вкуса: кому-то нравится, кому-то нет. Что касается памятников: есть колористический паспорт, и если это объект культурного наследия, то для того, чтобы нарисовать на нем что-то, нужны согласования. Это вряд ли кто-то согласует.

Если здание – не памятник архитектуры, то это допустимо. Запрета-то нет, никто запретить не может. Я не вижу в этом проблемы.

Источник: mka.mos.ru
Татьяна Гук
Заместитель председателя Москомархитектуры, главный художник Москвы
25 декабря 15:25

Ситуация с граффити должна быть отрегулирована специальными нормативами

Мода на новую форму стрит-арта в виде граффити на фасадах домов заставила власти задуматься о том, что эту сферу пора начать регулировать. Об этом заявила главный художник Москвы Татьяна Гук.

Для некоторых городских служб граффити – это предмет вандализма. Но все художники сходятся во мнении, что это искусство: авторское, городское, оригинальное. Ситуация с граффити должна быть отрегулирована специальными нормативами.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения