Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 63.58
€ 70.39

Тихое и бесцветное отечество: с Арбата исчезли художники и музыканты

Арбат снова полностью зачистили от уличных художников и музыкантов. Полиция задержала нескольких художников, у них забрали мольберты, бумагу, кисти и обвинили их в незаконной торговле.

Московские власти начали борьбу с уличным искусством в прошлом году. Летом в Мосгордуме обсуждали идею о выдаче патентов портретистам и об организации для них специальных стендов. Однако дальше разговоров дело не продвинулось, но полиция стала активней задерживать уличных музыкантов, обвиняя их в нарушении общественного порядка и проведении незаконных митингов.

Мы попытались выяснить у экспертов, могут ли мирно сосуществовать власти с уличными музыкантами и художниками, нужно ли регулировать их деятельность и как  должна выглядеть самая популярная у туристов улица Москвы.

Юрий Зимин
Художник
28 января 17:41

Москва просто станет неинтересным городом

Художники и музыканты покинули Арбат.Уличный художник Юрий Зимин рассказал, что намерены делать художники. 

Одна из наших художниц,  у которой милиция отняла мольберт, подает в суд. Не знаю, что будет дальше. Мы собрали документы, будем передавать в правоохранительные органы, и, может президенту напишем. Сейчас на Арбате художников нет, и в ближайшее время не будет. Хотя нашу деятельность гарантирует 44 статья Конституции о свободе творчества.
Эта травля началась в 1988 году, с самого первого дня, когда открылся Арбат. Лужков специально написал закон, чтобы нас не трогали, он считал, что мы – достопримечательность города. Но сейчас новые власти, и закон работать перестал. 

Идея с патентами – это неактуально и невозможно. Можете себе представить, чтобы Ван Гогу, Сальвадору Дали, или Пикассо выдали патент? Если бы им дали патент, то мы бы сейчас не знали ни одного из этих художников. Патент выдается бизнесменам, которые торгуют произведениями искусства. Художник получает намного меньше, чем они. Когда занимаешься творчеством, невозможно много нарисовать. На Арбате есть стенды, где продаются разные картины 10-15-ти художников, вот им патент нужен, так как бизнес у них налажен. А для художника это невозможно по определению.

На Западе не выдают патенты, наши художники работали в Нью-Йорке, им просто говорили: «приезжайте, рисуйте». На Монмартре выдают патенты, чтобы защитить туристов от арабов, которые грубо хватают за руки прохожих и предлагают нарисовать шарж. Когда разогнали французских художников, Монмартр перестали посещать туристы. Маленькие ресторанчики и  магазинчики подняли бунт, начали жаловаться. В результате французская мэрия пригласила всех желающих, чтобы они только рисовали. Мало того, сама мэрия доплачивала художникам, чтобы поддержать туристический дух Франции. 

На Арбате мы создавали элитарную тусовку. Поэты, музыканты, художники, все приходили на Арбат. Потом начали разгонять, сначала музыкантов, теперь художников. В результате Москва просто станет неинтересным городом. 

Платить за патент нам интереса нет, потому что последние несколько лет нет заработка.  Допустим, художник купит патент, но у него нет никаких гарантий, что он хотя бы отобьет потраченное. На Арбат приходят, чтобы не умереть с голоду и поддержать свое творчество.

Художник не платит налоги в принципе, потому что он не продает свое искусство, этим занимается галерея. На Арбате художники просто так стояли, приходили, чтобы чаю с друзьями попить, посидеть, пообщаться, узнать последние новости.

Источник: vk.com
Аркадий Гершман
Урбанист, автор блога "Город для людей"
28 января 17:46

Изгнание художников похоже на цензуру

На Арбате теперь нет уличных художников и музыкантов. Урбанист, блогер Аркадий Гершман считает, что сама улица упорядочивает деятельность музыкантов и художников. 

Художники и уличные артисты создают особую атмосферу дружелюбной городской среды. Людям становится интересней ходить по таким местам, улица преображается, перфомансы наделяют ее жизнью. Широко известный пример: в Париже мэрия платит зарплату артистам, которые выступают на улицах, чтобы они создавали и поддерживали имидж живого дружелюбного города. Многие специально шли на Арбат, потому что там было интересно гулять, постоянно происходило что-то новое. 

Сама улица вполне справляется с тем, чтобы регулировать количество музыкантов и художников. И на Арбате их было ровно столько, сколько нужно. Как вариант, конечно, можно им выдавать какую-то лицензию. Но это ненужное усложнение: кто-то будет за это платить, кому-то надо будет за это отвечать. Оно того не стоит.  Иногда город лезет туда, куда лезть не стоит. 

Уличные артисты пропадут, если чиновники будут решать, где им выступать. Улица всегда сама дает понять, кого много, а кого мало. То, что сделали на Арбате – недопустимо, плохо, а идея о системе патентов – глупость. Это высосанная из пальца проблема, чтобы оправдать эту систему. Как чиновники собираются оценивать качество картин или уличного представления? У них же нет ни музыкального, ни художественного образования. Они усложняют то, что усложнять не надо. Если художник плохо  рисует, то никто не будет покупать его работы. Тогда он либо будет вынужден уйти, или же улучшит свои качества. На хорошем месте будет конкуренция, и люди будут ходить к более талантливому художнику. 

Изгнание художников больше похоже на цензуру. Улица – это общественное место, каждый может выйти и порисовать, главное, чтобы никто никому не мешал. Это делание бюрократии на пустом месте. 

Торговые палатки и уличные артисты – две разные стороны, они конкурировать между собой не будут.  Департамент торговли решил навести свои порядки, не изучив вопрос детально. Если улицу отдать, например, в ведение МВД, то они начнут требовать пропуска за вход.

Источник: www.igras.ru
Ольга Вендина
Урбанист, ведущий научный сотрудник Института географии РАН
28 января 17:50

Улица - это способ приблизить свое искусство к аудитории

Уличных художников и музыкантов прогнали с Арбата. Ведущий научный сотрудник Института географии РАН, урбанист Ольга Вендина считает, что упорядоченность деятельности уличных артистов должна сочетаться со стихийностью. 

Уличные художники и музыканты украшают жизнь. С точки зрения управления и уплаты налогов, введение патентов – правильное решение. Но для художников, которые не хотят платить налоги со своих заработков – это несимпатичное решение. Однако полностью упорядочить их деятельность невозможно, потому что всегда есть какая-то теневая составляющая. Появляются новые люди безо всяких патентов, а есть те, кто постоянно работают на одном месте. Тут должен работать принцип сочетания упорядоченности и стихийности.

Главная возможность патентов - право на свои доходы, отчисление в социальные фонды. Есть художники и музыканты, которые действительно работают по многу лет на одном месте, то есть у них есть такое же рабочее место, как, например, у бухгалтера. Но есть и музыканты, например, которые как летучие голландцы - пришли, поиграли и исчезли. Для них тоже должно быть место на улице. 

Очень часто больно смотреть, когда на улице играет профессионал. Для профессионального художника улица - это способ приблизить свое искусство к аудитории, это форма общения, непосредственного контакта, проверка на неподготовленного случайного слушателя – насколько искусство цепляет. Иногда человеку просто хочется участвовать в городской жизни. Мотивы могут быть совершенно разными. Но если высокий профессионал выходит на улицу ради заработка, значит в обществе существуют определенные проблемы. 

Уличные художники работают в особом жанре, которым владеют не все. И этот вид искусства (уличные театры, балаганы, ярмарочные выступления) существовал всегда. Певцы Большого театра вряд ли смогут выступать на улице со своим репертуаром. 

Выступление на улице – это скорее поиск себя, своего жанра и иногда денег. Для самодеятельных талантов – это форма получить признание. Это одна из форм самовыражения городской жизни.

Источник: archiv.nop.ru
Игорь Воскресенский
Председатель комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме, бывший главный художник Москвы
28 января 17:55

Качество этого искусства надо переосмысливать

Вице-президент Союза архитекторов России, заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Игорь Воскресенский считает, что необходимо повышать профессионализм тех, кто творит на улицах. 

От уличных художников и музыкантов нет смысла избавляться, это целое направление в Европе и во всем мире. А вот качество этого искусства, безусловно, надо переосмысливать. Нельзя подавать суррогат как профессиональное искусство. К этим группам художников и музыкантов должны быть требования, которые определяли бы творческие союзы художников и музыкантов. Более того, я считаю, что наши музыкальные театры должны молодым, которым подчас на сцене не хватает места, давать возможность выступать на улицах. Это стало бы трендом. Народ надо приглашать на улицы, создавать открытые пространства. В них должна звучать музыка, поэзия, создаваться живопись. 

Важен вопрос профессионализма. Нужно определять, насколько музыкант или художник профессионален. Я бы не хотел, чтобы суррогат заполнил улицы. Например, весь Рим изрисован граффити. Испорчено огромное количество зданий и памятников. Впечатление жуткое. У нас пока, к счастью, такого нет. Но есть похожие тенденции. 

Что касается патентов, то они могут защитить художников и музыкантов от всевозможных проверок органов правопорядка или других организаций, которые не хотели бы, чтобы они выступали. Это скорее защита для них, чем ограничение.

Источник: www.facebook.com
Тэй Цуркава
председатель Московской общественной организации артистов уличного жанра
28 января 17:57

Всю уличную культурную жизнь в Москве задавили

Председатель Московской общественной организации артистов уличного жанра Тэй Цуркава рассказал, где теперь будут петь арбатские музыканты. 

Арбат полностью зачищен от художников, музыкантов и портретистов. Мы не будем идти против власти, ведь наше дело – заниматься творчеством. 

Зачистка Арбата – результат планомерных действий чиновников. Департамент культуры, чтобы не заниматься уличной культурой, народным творчеством и проявлениями свободы, передал все пешеходные улицы в ведение департамента торговли. Чиновники по-своему представляют себе культурную жизнь на пешеходных улицах: они поставили там торговые  палатки. 

Теперь музыканты с Арбата пойдут выступать на другие улицы, в метро, в переходы, хотя везде сейчас идут гонения. И если им запретят выступать везде, то в городе не останется музыки. Профессиональные музыканты уедут зарабатывать в другие города мира, либо поменяют профессию. Каждый вынужден будет выкручиваться сам. 

Идея с патентами парадоксальная. Если на улицах города запрещено играть, кому тогда их выдавать? Если у музыкантов нет возможности реализовывать свое творчество на улице, то патент им не нужен. Да и в целом мы против патентов. Сначала для музыкантов надо организовать инфраструктуру, изучить их количество, уровень профессионализма. Для этого необходимо слушать, как они играют на улицах, а не в кабинетах у чиновников. Но если уличной жизни нет, то нет смысла рассматривать какие-то мифические патенты. За последние пять лет всю уличную культурную жизнь в Москве задавили. Сейчас в городе осталось крайне мало артистов, музыкантов и художников, которые выходят на улицу, чтобы поделиться своим творчеством.

Источник: geogr.msu.ru
Андрей Трейвиш
Ведущий научный сотрудник лаборатории общественной географии и страноведения МГУ
28 января 18:01

Уличные артисты скрашивают нашу долгую зиму

С Арбата прогнали всех художников и музыкантов. Ведущий научный сотрудник Лаборатории общественной географии и страноведения Географического факультета МГУ Андрей Трейвиш считает, что уличные художники и музыканты сильно украшают город. 

У нас все хотят забюрократить. Мне это не нравится, и так бюрократизм зашкаливает. Все упорядочить невозможно. В любом городе мира есть уличные музыканты и художники, которые очень украшают город. В Москве они скрашивают серые будни и нашу долгую зиму. У меня к ним очень хорошее отношение. Часто видно, что музыканты хорошего класса подрабатывают, потому что им не хватает денег. Не знаю, есть ли у них своя мафия, крыша, но мне кажется, что в этой сфере такого должно быть меньше. 

Мне не нравятся действия властей, они фактически побороли всю киосковую торговлю. Но тут хотя бы понятно, борьба с киосками – это результат лоббирование сетевиков. А что касается уличных музыкантов и художников – это другая ипостась уличной жизни, но ее в Москве мало, и ужасно, что с ней борются таким беззастенчивым бюрократическим образом.

Источник: www.facebook.com
Сергей Зуев
Ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, декан факультета госуправления РАНХиГС
28 января 18:07

Не понимаю логики борьбы с традиционными элементами городской жизни

Декан института общественных наук РАНХиГС, ректор Московской высшей школы социально-экономических наук Сергей Зуев считает, что упорядочение деятельности уличных музыкантов и художников не является вопросом первоочередной важности для культурного развития городской среды. 

Есть мостовая, здания построены, машины ездят, только люди немножко мешают своими художественными инициативами, как плохо! В городе должна быть жизнь, тем более в центральной его части на Арбате. Не понимаю логики в том, чтобы удалять оттуда какие-то элементы городской жизни, которые уже стали традиционными для этого места. 
Во всех странах существуют некоторые нормы, на основании которых происходит такая городская жизнь. И если она не пересекает границы уголовного или иного кодекса, то все, что там происходит – на благо городу. 

В идее выдачи патентов уличным художникам и музыкантам нет ничего странного или удивительного. Подобное существует во многих странах, городах и весях. Вопрос в том, насколько это приоритетно с точки зрения общегородской политики, в том числе в сфере культуры, являются ли патенты для уличных художников и певцов действительно таким первоочередным делом, которое надо реализовывать в первую очередь. В принципе, сама по себе эта идея не вызывает особого отторжения, вопрос не в норме законодательства, а скорее в практике применения. Я боюсь, что введение такого рода патентов за счет правоприменения может привести к обратным результатам, нежели те, которые закладываются в качестве целевых.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения