Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 76.47
€ 90.41

Снимите «маски»: театральные критики требуют уволить «предвзятых» коллег

Театральные критики написали письмо председателю Союза театральных деятелей РФ Александру Калягину с требованием распустить  экспертный совет  премии «Золотая маска». Действующих членов жюри премии обвиняют в «идеологической тенденциозности и предвзятости». Письмо подписали 93 театральных критика из 12 городов России.

Критики считают, что премия подвергается давлению со стороны Министерства культуры из-за «необдуманного механизма формирования экспертного совета». Дело в том, что в этом году квотные места Министерства культуры в совете премии увеличились с одного до трех, а кандидатов на них назначили без какого-либо обсуждения со стороны театрального сообщества. 

По квоте Министерства культуры в экспертный совет, в том числе, вошла критик Капитолина Кокшенева, которая ранее в интервью «Известиям» заявляла: «Хватит давать премии Серебренникову».

Увидев список членов экспертного совета, из него вышли театральные критики Ольга Фукс и Алла Шендерова, свои спектакли на «Золотую маску» отказались выдвигать режиссеры Константин Богомолов и Кирилл Серебренников. 

Серебренников обосновал свой отказ от участия в фестивале «соображениями гигиены». Режиссер, по его словам, не хочет, чтобы его спектакли «смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей. Им, ныне объявленным экспертам, смотреть мои спектакли и спектакли театра, который им глубоко ненавистен, тоже невозможно». 

Константин Богомолов отказался от участия в борьбе за премию еще летом.  «Опубликован экспертный совет маски на следующий год. И среди прочих мягко сказать неадекватных персон, находящихся отныне в большинстве, там есть, например, не просто неадекватность, а дичь».

Глава Союза театральных деятелей Александр Калягин в ответ на заявление режиссеров предложил им «смирить гордыню», а замминистра культуры Александр Журавский заявил, что нежелание выставлять свои спектакли на премию приравнивается к «попытке запрета профессии критика».

Источник: www.kino-teatr.ru
Евгений Стеблов
Народный артист России
21 октября 15:57

Театральная жизнь не может быть сплошным штилем

Все, что я знаю: к Калягину приходил замминистра культуры и согласовывал кандидатуры в экспертный совет. И это нормальная работа: кого-то из экспертного совета перевели в жюри – это совершенно нормальная ситуация, никаких страстей я там не вижу.

На мой взгляд, не стоит преувеличивать масштаб проблемы, абсолютно рабочая ситуация. Константин Богомолов и Кирилл Серебренников - это столпы отечественной культуры что ли? Они нормальные талантливые люди, иногда заблуждающиеся.

Я присутствовал на встрече с премьер-министром Медведевым на форуме «Таврида», и там студентка Щепкинского училища задала вопрос, почему Серебренникова притесняют, а он, мол, гордость европейской культуры. Но это все какие-то общие фразы, ни с чем конкретно не связанные. На самом деле идет расследование каких-то финансовых нарушений, и творчество Кирилла Серебренникова ни при чем.

Такие волнения всегда происходят в интересах определенных групп людей, но это нормальная рабочая ситуация. Театральная жизнь не может быть сплошным штилем, и время от времени какие-то бурления происходят. Но в этом нет ничего, из ряда вон выходящего. Странно, что когда много лет ничего не менялось, и в экспертный совет входили одни и те же люди, никаких волнений не было. Почему-то людей, такого направления как Серебренников и Богомолов, это устраивало. Но как только появилось какое-то возмущение, начали кричать: «Пожар, пожар». Мне это непонятно. Тем более, что важность экспертного совета не так велика - все решает жюри. По-моему, просто надо сотрудничать нормально, находить развязки узлов, если эти узлы образуются.

Источник: ir-klimova.narod.ru
Ирина Климова
Заслуженная артистка России, актриса, певица, телеведущая
20 октября 13:46

Не стоит обращать внимания на личные дрязги

Театральные критики опубликовали открытое письмо председателю Союза театральных деятелей РФ Александру Калягину с требованием распустить экспертный совет премии «Золотая маска». Актриса Ирина Климова считает, что менять надо не экспертный совет премии, а ее принципы. 

Из-за отказа двух режиссеров от «Золотой маски», наверное, все-таки не стоит менять экспертный совет премии. Возможно, есть некие более глубокие причины, в которых надо разбираться. 

Может, действительно нужно как-то обновить, пересмотреть принципы, по которым работает данная премия, как отбирается спектакль, по каким критериям, в каком объеме и на какой территории. Много было претензий к тому, что премия национальная, а в основном призы получают спектакли театра Москвы и Санкт-Петербурга, что, наверное, неправильно, потому что страна очень большая и много хорошего материала выходит в других городах и регионах. Это стоит как-то пересмотреть и обновить. 

Я знаю, что есть некие перипетии с какими-то отдельными людьми, с которыми не сложились отношения у того же Кирилла Серебренникова, но не знаю, насколько нужно обращать на это внимание, это личные вопросы. Все-таки речь о национальной премии. Профессионалам и людям, которые в этом хорошо разбираются, имеет смысл пересмотреть и обновить какие-то условия и критерий поиска материала, но, наверное, все-таки не стоит обращать внимания на личные дрязги. Такие вопросы надо решать более в глобальном плане, опираться на дело, а не на выяснение отношений.

Источник: wikipedia.org
Николай Бурляев
Народный артист России, актер, режиссер
21 октября 15:53

Когда прищемляют хвост, лукавый кричит

Абсолютно закономерный и естественный процесс реакции лукавого на то, что ему прищемили хвост. Именно поэтому и подняли такой шум те люди, которые приватизировали право под именем национальной театральной премии «Золотая маска» идти путем беззакония, вседозволенности и растления театрального процесса.

Давайте посмотрим, кто подал первые тревожные голоса - главные растлители Русского Театра – Кирилл Серебренников, Константин Богомолов и те критики, которые на деньги Министерства культуры Российской Федерации и СТД России, позволяли себе издавать русофобские журналы. Бывший эксперт «Золотой маски» госпожа Давыдова, главный редактор журнала «Театр», на деньги государства посмела бросить камень в государство, издав «промайданный», антироссийский номер «своего» журнала, в 2014 году.

И она хочет продолжать работу в «Золотой маске»?  Не получится.

С декабря прошлого года, когда президент подписал указ об Основах государственной политике, «культурное» беззаконие в России, в частности в области театра, будет заканчиваться. К этому придется привыкать господам растлителям культуры. Их не так много, но шума от них достаточно.

Мы все это проходили. Точно так же, как сейчас по поводу театра, был поднят шум в кинематографе. И опять все та же «тёмная сотня». Они почему-то любят сотнями выступать. Тогда они объявили в прессе, что Никита Михалков диктатор, что они выходят из Союза кинематографистов. Когда начали анализировать, кто эти 100 человек, то оказалось, что половина из списка – вообще не члены Союза кинематографистов, 20 - живут за границей и уже давно вне Союза, еще 20 человек не платят членские взносы лет пятнадцать. И на поверку остались 10 зачинщиков, которые и подали заявление о выходе. А шуметь-то они умеют.

И если мы проанализируем, кто эти 100 человек, которые подали свои голоса против обновлённого экспертного совета «Золотой маски», окажется, что 50 человек – вообще не критики, у них вообще нет публикаций о театре. На поверку останутся все те же единицы: Серебренников, который растлевает детей и театральный процесс уже много лет, и который получил 9 «Масок» подряд. Каждый год! И сейчас он говорит о том, что не будет участвовать в обновляемой «Маске». Или Богомолов, который получил 8 премий, растлевая театральный процесс своей человеческой и творческой ущербностью.

К этому нужно относиться абсолютно спокойно. Да, там есть голоса «раскрученных деятелей театра». Допустим, мой однокашник по Щукинскому училищу, художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы имени Пушкина, худрук «Товстоноговского» театра Могучий тоже поднял свой «немогучий» голос с воззванием создавать нечто «альтернативное». Мечтать не запрещено.

Цель «театральных растлителей» очевидна – смена нынешних руководителей культуры: несговорчивых министра Мединского, председателя СТД Калягина, хорошо бы и Михалкова и замена их на «своих» растлителей московской культуры г. Капкова, Серебренникова, Богомолова и примкнувшего к ним Фокина. Не выйдет, господа. Ваш поезд отходит в небытие.

Россия приняла основы государственной культурной политики, которая будет опираться на традиционные духовно-нравственные ценности. Ох, как не любят слово «традиционное» поборники нетрадиционного искусства! Однако их время закончилось, и им это придется понять. А их визг мы потерпим.

Я знаю позицию Минкульта по этому поводу, потому что являюсь членом Президиума Общественного Совета Министерства культуры Российской Федерации. Я тоже не всегда относился к этому министерству с уважением, но сейчас у него абсолютно правильные шаги. Министерство культуры – это продюсер, который тратит деньги налогоплательщиков, нашего народа. И они вынуждены прислушиваться к мнению Общественного совета, российской общественности и народа. Они должны определять, что вредно для народа, а что полезно. И они уже не будут давать государственные денежные премии за непотребные инсталляции, например, на санкт-петербургском мосту. Помните, когда дали премию фаллосу? Это время закончилось, и Министерство культуры делает абсолютно правильные шаги. Но я бы им посоветовал быть поспокойнее – и министру культуры, и замминистру Журавскому и Александру Калягину на которых сейчас обрушивается критика за поддержку нового состава экспертов. Собаки лают, а караван идёт.

Давайте задумаемся, что встревожило этих поборников вседозволенности. Их встревожило всего лишь одно имя нового эксперта. Это доктор филологических наук Капитолина Кокшенева, уважаемая, абсолютно компетентная в области театра, кино и культуры женщина, критик, философ и мыслитель. Они боятся того, что она попала в этот совет, поэтому «бегут с корабля». Как же слабы эти люди, если испугались всего одной не слабой женщины!

Пришел конец временам растления национальной культуры. Это им придется понять. Подписавшиеся говорят о некой цензуре? Возврата к цензуре не будет. Но этим людям уже не станет помогать государство. Не удастся им, как прежде творить по принципу, «что хочу, то и ворочу».

Вспомним недавнюю историю с Новосибирским театром. Вся Россия поднялась против их «Тангейзера». Общественный Совет Минкультуры, собранный из профессионалов театра и национальной культуры предложил директору очистить постановку от кощунства и провокационных моментов, он не внял просьбе, и его выгнали. Но министр – это государственный продюсер, а продюсер имеет право выгнать любого человека. Это знает каждый, кто подписывает с ним договор о найме. Цензуры не будет, но должен быть народный контроль. Мой, ваш, контроль отцов и матерей, учителей и общественности: какой будет подрастать Россия – нетрадиционной или традиционной ориентации.

Источник: kmpo.ranepa.ru
Нелли Ончурова
Театральный критик
21 октября 16:02

Я против «Золотой маски»

Помню, я видела одну из первых «Золотых масок», присужденную Улановой как выдающейся балерине. Когда присуждают таким людям – это понятно, ну а когда начинается свистопляска подобно Нобелевским премиям, присуждаемым по политическим мотивам и по разным другим причинам, не имеющим к искусству никакого отношения, тут говорить не о чем. Грустно.

Серебренников - человек, разваливший хороший театр им. Гоголя с подачи тогдашнего руководителя Московского департамента культуры. Был садовником, огородником, какое он отношение к театру имеет? И теперь он творит, бог знает что. А ему это сходит с рук, и премию ему девять раз подряд дали.

Что касается премии… Время собирать камни и время разбрасывать камни. Мне кажется, сейчас уже такое время наступило. Я против «Золотой маски» - она стала фикцией, совсем не наградой подлинным мастерам культуры.

Источник: wikipedia.org
Евгений Герасимов
Глава комитета Мосгордумы по культуре, актер и режиссер
20 октября 13:58

Можете организовать свою премию, если не хотите влияния государства

В данном случае говорить о подводных камнях не буду -  я не знал предыдущего экспертного совета и не знаю, кто туда входит сегодня. Но могу сказать: то, что Министерство культуры принимает участие в деятельности премии – это нормально, потому что эта премия  - практически уже государственная награда. Если это не нравится, всегда можно учредить свою, частную премию, и вопросов никаких не останется.

Ведь «Золотая маска» дает возможность тратить больше средств на следующие постановки -  а вопрос ставится именно так – поэтому государство обязано принимать определенные решения. Всегда можно организовать свою, частную премию, если вы не хотите, чтобы государство влияло.

Как премия «Золотая маска» за много лет завоевала и официальное и человеческое доверие. Это единственная премия, которая дает многим шанс и возможность получить дополнительные субсидии, гранты. Это, совершенно точно, дает определенные преимущества, в том числе и финансовые, тем, кто эту премию получил.

 Нормально, когда есть разные мнения, в том числе и в творческом процессе. Люди имеют право обратиться в свой профессиональный союз. Другое дело, что, насколько я знаю, к предыдущему экспертному совету или жюри было немало претензий – многие мэтры нашего театрального искусства хотели выйти из него, но, тем не менее, они как-то смирились. Многие были недовольны решениями этого жюри, субъективными, с их точки зрения, решениями.  Но дело в том, что решения всегда субъективные, тут важнее, чьи интересы они представляют. Кто прав в данном случае, сложно сказать, но то, что государство занимается регулированием работы премии – это нормально.

Источник: vk.com
Сергей Габриэлян
Заслуженный артист России
20 октября 15:07

Объективности в искусстве быть не может

Театральные критики написали открытое письмо председателю Союза театральных деятелей РФ Александру Калягину с требованием распустить экспертный совет премии «Золотая маска». Заслуженный артист России Сергей  Габриэлян считает, что в любом экспертном совете должны быть люди абсолютно разных профессий. 
 

Рассуждая логически, все, что творится в искусстве, особенно театральном, очень субъективная история. В любом спектакле профессионал может найти то, что не видят остальные. Объективности в искусстве быть не может. Кто эксперт, а кто нет – неизвестно, каким образом это решается. 

Конечно, неправильно, что были расширены квоты от Минкульта без согласования с остальными членами экспертного совета. Но что касается любого экспертного состава любой премии, то там должны присутствовать люди абсолютно разные: художники, главные режиссеры, артисты, театроведы, искусствоведы, критики. Также, на мой взгляд, люди должны быть разных возрастных категорий. Там должны быть споры, все решения должны кровью даваться.

 

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта 2019 г.
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения