Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 57.65
€ 69.07

Разнарядка на спектакли. Театры обяжут выполнять госзаказы

Министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что российским театрам будет спущена разнарядка на обязательное включение в репертуары пьес о современной жизни в России.

Пункт об обязательных постановках, возможно, будет добавлен в госзадание бюджетным театрам, которые получают субсидии от государства. За финансовую поддержку от государства театры обяжут ставить определенные спектакли.

Разнарядка на обязательную постановку в сезон существовала в советские годы: театры обязывали ставить спектакли на деревенские и производственные тематики. Сегодня столь жесткого контроля нет, отмечает Newsru.com.

Понятие «Государственное задание» для российских театров было введено в 2012 году ФЗ N83. После этого бюджетные деньги стали выделять театрам конкретно на новые постановки и на количество показов спектаклей. Позднее Министерство культуры стало формировать бюджеты театров, исходя не из числа показов, а из количества зрителей. Тогда руководители многих  театров обратилось в Минкульт с просьбой вернуть в госздание графу о создании новых спектаклей.

Теперь Министерство культуры намерено вернуть эту графу с нагрузкой в виде обязательных тем для постановок. Мединский назвал эту идею правильной и обещал ее отработать.

Юрий Поляков
Писатель, главный редактор «Литературной газеты»
21 ноября 15:13

Современная драматургия свелась к лабораторному чтению

Театры обяжут ставить спектакли о современной России в обмен на бюджетное финансирование. Главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков одобряет эту инициативу.

Есть такое понятие как государственное задание, когда государство выделяет деньги под определенные проекты. Государство вправе, выделяя театру средства, указать, чтобы они пошли на постановку пьес о современной России. У многих театров в репертуаре нет подобных пьес. Нет таких пьес в театре Маяковского, в театре Вахтангова, и так далее.

То, что в значительной части театров в репертуарах отсутствует современная драматургия, это очевидно и это очень плохо. Традиционный русский театр, прежде всего, ставит спектакли о жизни своего народа. На Островском поднялся Малый театр, МХАТ поднялся на Чехове, Андрееве, Горьком, «Современник» - на Рощине, Арбузове, Шатрове. Сейчас эта традиция, к сожалению, нарушена. Современная драматургия свелась к лабораторному чтению, когда пьеса читается в зале из 10-ти человек и считается, что пьесу поставили. Но какая же это постановка? Так у нас не будет никогда современных, хороших пьес. Абсолютно правильно сказал Мединский.

Идеологическое давление было в 90-е годы, когда говорили, мол, поставите пьесу про ГУЛАГ – дадим премию, поставите пьесу про то, как травили академика Сахарова, дадим еще денег. А когда министерство говорит – пожалуйста, выбирайте любого автора, любую пьесу любого направления, но только чтоб она о современной России рассказывала, это не давление. Это нонсенс, когда в репертуаре академического и многих областных  театров нет российских пьес. Во Франции, Германии, Польше, Венгрии - везде преобладают пьесы их современных авторов. И только у нас такая ситуация, когда их практически нет в репертуарах. И когда Минкульт говорит -  обратите внимание на современную драматургию – это совершенно нормально. Государство имеет право за свои деньги стимулировать развитие современной драматургии.

Задача драматургов – увидеть свою пьесу на сцене, за исключением тех, кому достаточно лабораторного чтения. Задача художественного руководителя – чтобы на эту пьесу пришел народ. Пьес, которые став спектаклями, собирают залы, действительно мало, в силу того, что 25 лет театр фактически не стимулировал развитие нормальной драматургии. Поставили, получили «Золотую маску», после чего спектакль закрыли, потому что больше на него никто не ходит. Пьес, которые могут собирать залы, очень мало. Но у меня такой проблемы нет, потому что мои пьесы собирают полные залы на протяжении многих лет.

Марина Дмитревская
Главный редактор «Петербургского театрального журнала»
21 ноября 17:06

Глупостями нас отвлекают от главного

Главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская об инициативе Минкульта обязать театры к разнарядкам взамен на бюджетное финансирование.

Это очень напоминает советскую власть. Тогда каждый театр должен был в сезоне ставить две советские пьесы, одну зарубежную классику и одну русскую. И это было своего рода плановое советское хозяйство.

Ничего страшного в том, чтобы театры ставили современные пьесы, я не вижу, но до сих пор Минкульт протестовал против пьес, отражающих современность, обвиняя их в чернушности, мрачности и прочем. Видимо, господин Мединский имеет в виду пьесы драмодела Полякова (как имела в виду советская власть Софронова и Мдивани, запрещая Володина с его «мелкотемьем» и Вампилова с его «нетипичным героем» Зиловым). Подозреваю, он имеет в виду определенный род современной драматургии, выполненной по социальному заказу. И вот здесь уже мы будем сталкиваться тогда с тематическим и идеологическим диктатом, и в этом смысле - тревожно. Но не слишком. Потому что театры и так ставят современные пьесы и без вмешательства сверху: существуют драматургические конкурсы, есть театры, которые специализируются именно на современной драматургии.

Никаких проблем с современной драматургией я не вижу. А если будет насаждаться Поляков и лакировочная драматургия типа «Сталеваров»... В молодости нас от таких драматургов куда-то откидывало, и поставить Софронова в те времена означало опозорить театр. Теперь у нас вместо Софронова – Поляков, вместо «Малой земли» Брежнева – инсценировки пьес самого Мединского (шучу)? Вот этого надо опасаться.

Прежде чем возникнет идеологический диктат, я бы «караул!» не кричала. Потому что глупостей говорится много, эти глупости начинают отвлекать нас от главного.

Театрам секвестируют финансирование. Чтобы не говорили о секвестировании – подкинута эта история про современную драматургию. Вся наша жизнь регулируется такими информационными вбросами. Сейчас переключили внимание на якобы рождающийся идеологический диктат, а на самом деле не дают денег на новые постановки.

Марк Розовский
Художественный руководитель театра «У Никитских ворот», Народный артист России
21 ноября 17:31

Искусство не бывает по разнарядке

Драматург, композитор, художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский об инициативе Мединского обязать театры ставить спектакли о современной России.

Это очередная бюрократическая ерунда, которую навязывают нам чиновники. Не что иное, как возврат к советизму, от которого страна давно отказалась. Можно ли давать Шекспиру или Чехову разнарядки на то, чтобы они писали по указке на строго заданные темы?

Чиновникам очень хочется руководить писателями и театрами, а на самом деле их задача – помогать, и ничего более. Если они считают, что давая такие разнарядки, они поддерживают театр, то они просто запутались в своих целях. Только что Министерство культуры поддержало альманах «Современная драматургия», который задыхался от отсутствия средств. Вот это – вещь необходимая. Это нужно поддерживать и финансировать.

С другой точки зрения, внутритеатральной, ну получу я такую разнарядку – так я и так делаю такие пьесы, по собственному желанию, искренне и с большим удовольствием.

Искусство не бывает по разнарядке. Если министр культуры этого не понимает, то это беда. Товстоногов даже в советское время ставил то, что ему нравится. Шолохова ставил не потому, что приказали. И Тендрякова ставил, потому что хотел поставить.

Пьеса – это конфликт. Бесконфликтная пьеса не может существовать. Они же действуют по формальным признакам – что такое пьеса про современную российскую жизнь?

Сколько я живу на свете, столько и ведутся разговоры на тему кризиса современной драматургии. Не хватает не пьес, а не хватает хороших пьес. Я получаю раз в неделю, а то бывает и три пьесы в день. Пишут пьесы очень многие авторы, мечтая, чтобы их поставили в театре. У меня в театре целый шкаф – сотни пьес разных авторов, присланных мне. Мы это шкаф в шутку называем «могильником».

Пьесы – это такой вид литературы, который читатель почти не читает. Читают романы, повести, рассказы. В основном пьесы читают специалисты – режиссеры, художественные руководители театров, актеры. Пьеса пишется для театра. Напечатать пьесу довольно сложно, а делать это необходимо.

Есть, конечно, интернет. Я вот сейчас написал пьесу, и ее опубликовал Союз писателей Москвы в интернет-сборнике «Кольцо А». Посвящена она жизни Сухово-Кобылина – известного русского писателя. Если кто-то найдет ее текст и поставит в каком-то театре – хорошо.

У нас ведь огромная страна, все очень разобщены. В Москве не знают о каком-нибудь драматурге, живущем в Сибири. Распространение пьесы – большая проблема. И огромная проблема - найти деньги для постановки пьесы, даже если она интересная. А в стране нет закона о меценатстве. И государство все меньше и меньше денег дает на театр.

Ольга Мухина
драматург
21 ноября 15:16

Это вызовет гнев либералов, но мне нравится такая идея

Драматург Ольга Мухина о намерении Минкульта обязать театры ставить пьесы о современной России.

Я бы поддержала Мединского. Написала бы  такую пьесу с большим удовольствием. Мне лично это было бы очень интересно. Может быть, это вызовет гнев либералов, но мне нравится такая идея. Нужно думать о зрителях. При слове «театр» возникают мысли об актерах, режиссерах,  а подумать нужно о зрителях. Мою «Олимпию» (пьеса Ольги Мухиной, идет в театре «Мастерская Петра Фоменко» - ред.) так ругали актеры, а зрители аплодируют стоя.

Евгений Каменькович
Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко», профессор кафедры режиссуры ГИТИСа
21 ноября 15:21

Не верю, что в искусстве можно что-то приказывать

Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко», профессор кафедры режиссуры ГИТИСа Евгений Каменькович об идее Минкульта обязать театры ставить пьесы о жизни современной России.

Я не верю, что это будет введено в обязаловку, такого просто не может быть. Я вообще современные пьесы очень люблю и категорично поддерживаю. У нас четыре человека в литчасти, мы отслеживаем все драматургические конкурсы, у нас в России огромное количество новых пьес. Мы все внимательно читаем – все абсолютно, что выходит в России. Но мы ищем пьесы под себя.

Мне нравится, когда в пьесах остается надежда. Мой учитель Андрей Александрович Гончаров учил в финале зажигать свет всегда.

У нас в репертуаре театра пока только Мухина и Вырыпаев, но мы все время ищем современные пьесы и, надеюсь, что когда-нибудь найдется автор, с которым совпадем.

Иметь в репертуаре пьесы о современной жизни в России просто необходимо, но это не может быть в приказном порядке. Меня это не пугает, но я не верю, что в искусстве можно что-то приказывать. Вот не верю и все.

Каждый театр вправе решать сам. Никакое руководство искусством невозможно. Это бессмыслица.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 сентября
При использовании ракет Ariane деньги остаются Европейском космическом агентстве - в этом причина отказа от российских ракет «Союз-СТ-Б».