Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 63.58
€ 70.39

После Серова: где занять очередь на современных художников

Огромные очереди на выставку Серова в Третьяковскую галерею свидетельствует о том, что очень многие люди готовы часами стоять на морозе, чтобы насладиться живописью.

Стремление широких масс прикоснуться к прекрасному привело в восторг Министерство культуры и специалистов. В СМИ заговорили о небывалом интересе россиян к живописи, но, как показывают исследования, публика хорошо знает отечественных художников 19-начала 20 века, а вот из современников слышала только про Глазунова, Шилова и Никаса Сафронова.

Каким образом можно направить интерес условной очереди на Серова к современному искусству? Что надо сделать, чтобы имена современных художников были у всех на слуху? Нужно ли создать новую премию для современных художников? Эти вопросы Speakercom задал самим современным художникам и экспертам-искусствоведам.

Источник: vk.com
Вася Ложкин
Художник
4 февраля 18:23

Нужно говорить на языке понятном народу

Любимец интернет-публики, художник Вася Ложкин рассказал, чем современное искусство похоже на китайский язык.

У широких масс интерес к современным художникам и так огромный. Не думаю, что его надо как-то специально будить. Если художник сам по себе интересный, то он найдет дорогу к зрителям. Я не считаю, что современное искусство находится в каком-то упадке.

Любимыми современными русскими художникам я бы назвал Николая Копейкина и Владимира Любарова. На Копейкина народ ломится, на Любарова, думаю, тоже немало.

За достижения в современном искусстве вручают премию Кандинского. Правда, то, что понимается сегодня под современным искусством, не для меня. Например, какие-нибудь акции, прибивание чего-нибудь к мосту и так далее. Это, конечно круто, но я ни черта в этом не понимаю. Если говорить о таком современном искусстве, об акциях, разных перфомансах с глубоким политическим и философским подтекстом, то их до хренища. Как сказала одна женщина, чтобы понимать современное искусство - а это очень сложный язык, его надо изучать так же, как и китайский. Так что интереса для широких масс это не будет представлять, потому что никто не будет это внимательно изучать. Какая-нибудь вкопанная в песок железяка в рамках какого-нибудь дискурса просто непонятна зрителю.

А Серов понятен широкому зрителю, поэтому туда и очередь. Если художник не понятен большому количеству людей, то и очереди на него не будет, и не нужно специально помогать или наоборот зажимать этого художника. Нужно говорить на языке понятном народу.

 

 

Источник: facebook.com
Шазина Агрба
Владелец московской галереи «Шазина»
4 февраля 18:27

Не понимаю, что за люди устроили ажиотаж вокруг выставки Серова

Владелица московской галереи «Шазина» Шазина Агрба рассказала о востребованности современных художников и нежелании музеев поддерживать этот интерес среди людей.

Не понимаю, что за люди устроили ажиотаж вокруг выставки Серова. Такое чувство, что они до этого никогда не бывали в музеях и не имеют опыта посещения культурных заведений. Такой ажиотаж кажется мне странным,  много произведений Серова, представленных на этой выставке, есть в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, можно хоть каждый день ходить и смотреть.

Думаю, история с очередью на Серова имеет мало отношения непосредственно к любителям искусства и к значимости автора.  Я не считаю, что на Серова пришли любители искусства. Конечно, замечательно, что, по какой бы то ни было причине,  столько говорят о Серове, однако печально, что имело место нелицеприятное поведение. Посещение музея – это почти как посещение храма, хотя когда привозят святыни, очереди бывают тоже довольно безобразные.

Популярностью пользуются те современные художники, которых популяризируют. В собрании Третьяковки есть современные художники из старого поколения, которым сегодня около 80-ти лет. Например, в этом году был юбилей замечательного художника Владимира Андреенкова, ему исполнилось 85. Его картины в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Он прекрасен! Ценный и цельный художник,  содержательный и последовательный продолжатель идей русского авангарда. Я хожу на выставки и вижу, как молодежь к этому направлению обращается.  И это чрезвычайно важно. Авангард  начала 20 века, где Россия занимает первое место  -мощнейший творческий импульс, который  сильно повлиял на мировое современное искусство. Идеи художников авангарда   были настолько гениальны, что после  них изменился  мир.  Особенно это  влияние видно по изменившейся архитектуре и дизайну. А в России под гнетом советской идеологии этот импульс был практически задушен на долгие годы. Но были и те,  кто преданно хранил и развивал  идеи русского авангарда и конструктивизма, один из наиболее выдающихся среди них – это Владимир Андреенков. Не случайно он автор  и исполнитель лучшего на сегодняшний день посвящения Казимиру Малевичу - памятного надгробного знака установленного в Немчиновке в 1988 году.  А кто об этом знает? Да почти никто. И никогда у него не было ни одной персональной выставки ни в одном отечественном музее.  

Другой замечательный современный художник  -  Шавкат Абдусаламов – тоже есть в коллекции Третьяковской галереи. Он создал убедительный и лиричный мир человека, которым восхищались Антониони и Тарковский. Его выставка была  организована Ириной Антоновой  в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, была и в петербургском Музее театрального искусства. Была и в моей галерее камерная выставка с удивительными гостями, такими как Фазиль Искандер, Тонино Гуэрра, Юрий Норштейн. Мне  периодически звонят люди из разных городов России, которые  купить работы Абдусаламова не могут, но очень хотят их видеть, а негде. Небольшая галерея, как у меня, не в состоянии самостоятельно организовать  публичную выставку для большого количества посетителей. То есть получается, что запрос есть, а выставок нет. 

А есть еще живой гений стиля Рустам Хамдамов, он ведь не только кино гениальное делает, но и художник редчайший. Его работы в неимоверном количестве рассеяны по всем миру, есть они в коллекции Эрмитажа. А кто видел,  кто знает? Очень узкий круг.

Сейчас в области современного искусства существует несколько премий, но их  недостаточно. Учреждение новой премии для художников, как  инициатива,  конечно, внесет свою лепту и поможет привлечь внимание к современному искусству. Но остается вопрос – а судьи кто будут? Это должны быть люди  с безупречным авторитетом в искусстве и  развитым художественным чутьем, способные разглядеть талант. 

Мерой времени служит талант - это он ставит метки, и по его самочувствию можно ставить диагноз обществу.

 

Источник: vk.com
Алексей Беляев-Гинтовт
Художник, лауреат премии Кандинского
4 февраля 18:31

Уровень современного искусства и уровень Серова не подлежат сравнению

Художник Алексей Беляев-Гинтовт считает, что современным художникам нужно сначала достичь уровня Серова, чтобы на их выставки стояли очереди.

Чтобы очередь на Серова переместилась к современным художникам, современное искусство должно выйти на уровень Серова, а затем и превзойти его, тогда это произойдет механически. На данный момент уровень современного искусства и уровень Серова не подлежат сравнению, это две разных идеологических платформы, два взаимоисключающих результата.

Возможно, и существует много современных художников, которые заслуживают внимание больше чем Серов - если понимать под современными художниками тех, кто живет в нашем времени. Те, кто идеологически мотивированны именно актуальным искусством, пребывают в конфронтации и оппозиции к традициям и совершенно заслуженно не пользуются успехом у соотечественников. В этом смысле актуальное искусство имеет свой центр за океаном и его здешние структуры – это подразделения идеологического отдела главного противника.

Должна ли быть большая распиаренная премия для современных художников по типу «Золотой маски» для театров, чтобы привлечь к ним внимание? Не моя это забота. Я вообще являюсь идеологическим противником либерал-капитализма и ничего не смогу в этом вопросе посоветовать.

 

Источник: wikipedia.org
Леонид Бажанов
Художественный руководитель Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)
4 февраля 18:34

Очередь на Серова – это скорей социальное явление

Художественный руководитель Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Леонид Бажанов считает, что, для того, чтобы люди потянулись на выставки современных художников, нужно сначала сформировать гражданское и культурное общество.

Одно дело - очередь на большую выставку национального классика в контексте всяких популистских мероприятий типа посещения президента. Другое дело - интерес к современному искусству. Это разные аспекты и мне трудно их сравнивать. Очередь на Серова – это скорей социальное явление. Ничего плохого в ней нет. Но, если бы это было интересом именно к искусству, то было бы еще лучше. А здесь скорее ажиотация социально-психологического характера. Но выставка сама замечательная, очень хорошо, что ее посетило столько народа.

Среди современных художников есть сотни тех, кто заслуживает внимания. Вообще художники заслуживают внимание хотя бы фактом своего творческого деяния, это  трудная работа, быть художником. Даже слабые художники и то заслуживают внимания и уважения.

Премий для художников много. Есть премия Кандинского, есть «Инновация», премия Курехина, они существуют уже не первый год. Но их могло бы быть и больше.

Пока рано говорить об интересе широкой общественности к современному искусству. Сначала в стране должно быть сформировано гражданское и культурное общество, и только тогда можно будет говорить о широкой общественности. А сейчас это просто народонаселение, которое занято непосредственными нуждами, едой, здоровьем, слякотью на улицах, а не современным искусством.

Не обязательно добиваться таких очередей, как на Серова, чтобы поднять уровень культуры в стране, это побочные эффекты. Нужно поднять образование, способствовать формированию культурного общества, открыть музеи современного искусства, поддерживать художников, покупать у них работы для музеев, принять законы о меценатстве, реформировать систему налогообложения и так далее. Очень много надо сделать, чего у нас еще не сделано.

 

Источник: www.nutcall.com
Стас Шурипа
Художник, преподаватель Института проблем современного искусства
4 февраля 18:37

Зритель стремится узнать себя в зеркале классики

Художник, преподаватель Института Проблем Современного Искусства Стас Шурипа считает, что премия для современных художников может привлечь внимание к искусству только в совокупности с другими мерами.

Люди интересуются искусством, чтобы, в первую очередь, понять себя - знают они об этом, или нет. Они ищут какой-то образ себя, реальности, своей ситуации в пространстве и времени, культуре и истории. То, что люди стоят на Серова, говорит о том, что они хотят понять себя через образ приукрашенного прошлого – умеренно модернового, слегка драматичного и в целом приятного.

Возможно, сейчас зритель стремится узнать себя в зеркале классики, образов из прошлого. Лучший способ познать себя в социальном и культурном смысле – понять свое время. Поэтому, чтобы понимать современность, нужно понимать современную культуру.

Искусство - это не “вещь в себе“, а часть культурной и общественной жизни. Чтобы современное искусство стало доступным широкой публике, нужно продвигать современную культуру по всем направлениям и во всех возможных форматах, включая изобразительное искусство, литературу, некоммерческое кино, театр, публицистику, философскую мысль, все экспериментальные и критические методы наблюдения современности и подчас построения ее альтернативных версий.

На самом деле широкая публика достаточно подготовлена для встречи с современным искусством и осознает, что это не забава для элит или эксцентриков, а часть жизни, важный элемент в культурной атмосфере, которой дышит наше время. Я верю в зрителя. И если современному искусству будет больше уделяться внимание с разных сторон – в СМИ, в повседневности, в образовании, то довольно быстро оно станет неотъемлемой частью досуга и жизни людей.

Даже самая престижная премия – это только шаг в деле популяризации современного искусства. Фундаментальных изменений одной лишь премией добиться сложно; ведь сама по себе она свидетельствует лишь о том, что вот было некое количество претендентов, и жюри выбрало лучшего. Наверное, лучше, чтобы связь со зрителем была не односторонней. Поэтому вместе с премией должна работать продуманная система коммуникаций между теми, кто вовлечен в культурную жизнь, ведь искусство это часть того, что называется публичной сферой гражданского общества. 

4 февраля 18:38

Будущее поколение забудет Серова, помнить будут дверь ФСБ

Художник Кирилл Елизаров считает, что развитие современного искусства невозможно без вмешательства государства.

Есть два существенных момента: тотальный развал институтов поддерживающих современных художников и писателей, а второе - идеологическое контркультурное наступление западных стран.

На сегодняшний день, к сожалению, получают гранты и информационную поддержку те, кто искусством – как оно должно быть – совсем не занимаются. Герои контркультуры сегодня – это художник-мазохист Павленский, уголовницы из группы «Пусси Райт» или же известный делец Марат Гельман. То есть главное условие – выступить против власти, против государства. А как – вопрос второстепенный: можно разрубить икону, можно поджечь здание ФСБ. А художественные направления остались для музеев.

Чтобы у тех, кто стоял в очередь на Серова, пробудился интерес к современной живописи, нужно дать современным художникам больше возможностей в информационном пространстве. Нельзя растить современную плеяду художников, когда информационный блок обсуждает политическую «желтуху». Получается, что без прямого участия государства всегда будут учитываться бизнес-выгоды, а не высокое искусство, как бы банально это не звучало. Необходимо предоставить современному художнику площадку – это и СМИ, и персональные выставки, показы, которые стали непозволительно роскошью. Тут надо понимать следующее – если ситуация останется в тотальном, возмутительном запустении – будущее поколение забудет и того же Серова. Помнить будут – дверь ФСБ и танцы в ХХС совершенно неталантливых, взбалмошных девиц.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения