Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 63.58
€ 70.39

Налетай, торопись: Москвичи ломают двери на пути к искусству

После потасовки в очереди на выставку к 150-летию со дня рождения художника Валентина Серова в Третьяковской галерее вокруг мероприятия начался небывалый ажиотаж. Сломанной дверью Третьяковки занялись министр культуры Владимир Мединский и МЧС. А Президентский совет по правам человека (СПЧ) обратился к Третьяковке с просьбой продлить выставку, чтобы ее смог посетить каждый желающий. Позднее руководство галереи заявило о невозможности продлить выставку.

Мединский прокомментировал ситуацию у себя в Twitter. Он написал, что в до 24 января выставка будет работать до последнего посетителя. «Мы единственная страна в мире, где на выставку, вдохновленную красотой русского образа, русского пейзажа на протяжении нескольких месяцев на морозе стоят трехчасовые очереди», - заявил министр.

Напомним, в четверг недовольные длинной очередью на морозе посетители выломали дверь в галерею. Как пояснили в Третьяковке, это произошло оттого, что "те, кто купил билеты онлайн, думали, что имеют право на проход без очереди". В результате перед входом образовалась давка. Многие посетители винят в ситуации плохую организацию мероприятия. 

Сегодня  же  МЧС развернула две полевые кухни и палатку для обогрева в очереди на выставку. "Спасатели будут работать на месте все выходные", - уточнили в пресс-службе ведомства.

Источник: www.facebook.com
Анна Наринская
Литературный обозреватель газеты "Коммерсант"
22 января 22:34

Ностальгия по прекрасной нарядной России

С чем связан резко возросший интерес москвичей к искусству, рассказывает литературный обозреватель газеты "Коммерсант" Анна Наринская.

Для начала надо сказать, что Валентин Серов – великолепный живописец.  Это факт. Другое дело, что многие работы, представленные на этой выставке и притягивающие наибольшее внимание – та же «Девочка с персиками» и «Портрет Николая II», которые собирают на выставке огромные толпы, постоянно экспонируются в Третьяковской галерее. И вот это – эти толпы – это, безусловно, заслуга организаторов и кураторов выставки, которые сделали зрелищный, массовый проект. Они сделали не только выставку живописца Серова, но и выставку о России, которую мы все потеряли. О России, «главных» людей которой рисовал Серов.

Я имею в виду ту прекрасную Россию, течение истории которой, как недавно сказал Путин, было прервано Лениным. Эта выставка – ностальгия по той прекрасной нарядной России, где дамы в шляпках и Юсуповы с собачкой. В некотором смысле это комикс о той эпохе. 

Я ничего не имею против этого, но считаю, что когда делается полная выставка художника такого масштаба не очень честно умалчивать некоторые  факты биографии автора. Я имею в виду, в первую очередь то, что Серов был как раз «антиаристократически» настроен, он с ужасом воспринял «Кровавое воскресенье», после которого он даже вышел из Академии художеств, которой руководил брат царя.  У него были очень критичные по отношению к царской власти работы – на выставке их нет. Это не очень честно, на мой взгляд. Хотя, оговорюсь, у организаторов и не было таких обязательств. Они просто сделали выставку, которая полностью соответствует теперешним трендам.

Источник: intersectionproject.eu
Степан Гончаров
Социолог Левада-центра
22 января 22:40

Случай на выставке укладывается в современные тренды

Как такой ажиотаж вокруг искусства объясняет наука, рассказывает социолог «Левада центра» Степан Гончаров.

За последние докризисные годы благосостояние граждан несколько выросло, что сформировало средний класс – людей, которые имеют финансовые возможности и время проводить досуг культурно. Такие люди имеют все возможности тратить время и деньги на саморазвитие. Это, в основном, люди из крупных и средних городов, к ним и относятся москвичи, которые в этот раз решили посетить выставку Серова в Третьяковской галерее. Но надо отметить, что это достаточно небольшая прослойка людей, хотя в Москве она чуть более объемная, чем в других городах России.  

Именно такие люди создают спрос на мероприятия уровня выставки художника Серова. Но речь идет не только о работах этого художника. В Москве почти каждая выставка такого масштаба собирает большое количество людей, которым приходится отстаивать очереди, чтобы попасть на экспозицию. Например, не так давно в Манеже проходила выставка, посвященная семье Рюриковичей, она тоже собрала большое количество посетителей, которым пришлось стоять в очередях. Это говорит о том, что тренд на посещение таких мероприятий в Москве существует. Не везде, правда, это заканчивается драками, однако тенденция на демонстрирование культурного поведения есть.    

Говоря о тренде, я хочу сказать, что выставка Серова вполне в него укладывается. Я считаю, что ничего экстраординарного не произошло, а то, что в очереди случилась драка, говорит, скорее, о пробелах в организации мероприятия. При этом я не спорю с тем, что именно творчество Серова оказалось близко россиянам.        

По идее, чем меньше денег у населения, тем ниже должен быть спрос на культурные мероприятия такого рода, однако есть еще несколько факторов, которые влияют  на этот спрос. Во-первых, проблемы в экономике не сразу отражаются на желании москвичей посещать выставки. Должно пройти какое-то время, за которое население придет к выводу о том, что средства нужно экономить. Во-вторых, работает психологический фактор – многим людям свойственно не признаваться себе в том, что расходы нужно снижать, и они делают все для того, чтобы не менять привычный образ жизни.

Таким образом, в краткосрочной перспективе экономический кризис никак не скажется на желании российского среднего класса вести культурную жизнь. Однако в долгосрочной перспективе, если ситуация в экономике не стабилизируется, года через два спрос на подобные мероприятия непременно упадет.

Источник: www.hse.ru
Виталий Куренной
Заведующий отделением культурологии в НИУ ВШЭ
22 января 22:47

Некомфортно, неудобно, плохо организовано

Почему не следует считать случай с выставкой Серова экстраординарным, объясняет  заведующий отделением культурологии ВШЭ Виталий Куренной.

Я думаю, что в России и в Москве интерес к художественным выставкам есть. А к крупным выставкам он всегда очень большой. И так было всегда. 

В системе учреждений культуры посещаемость музеев – это единственный показатель, на который можно ориентироваться. И в отличие от посещаемости театров, библиотек, концертных залов этот показатель постоянно растет. Можно смело говорить, что музеи в полной мере востребованы.

Если говорить о конкретных очередях и давках, которые часто возникают на таких мероприятиях в Москве, то они относятся скорее к вопросу организации той или иной выставки, а не к количеству желающих на нее попасть. В случае с выставкой Серова, очевидно, это очень плохая организация. Поэтому списывать случившееся на возросший интерес граждан чудно. На самом деле некомфортно, неудобно, плохо организовано. Музею следовало озаботиться вопросом логистики, связанной с посетителями.

Помимо этого, хочу отметить, что даже в Москве хорошие и большие выставки - явление не слишком частое, поэтому логично, что они вызывают некоторый ажиотаж и интерес. На любую выставку у нас люди идут. Давки можно объяснить двумя причинами: мало выставок, плохая их организация.        

Серов – безусловно, наше культурное наследие. Во всех современных обществах интерес к культурному наследию устойчив и растет. Никаких неожиданностей тут нет. Ничего экстраординарного.

Игорь Игрицкий
Начальник отдела культуры Lenta.ru
22 января 22:52

Чистый маркетинг и ничего больше

Как работает маркетинг в искусстве и массовой культуре в России, рассказывает начальник отдела культуры Lenta.ru Игорь Игрицкий.

Ажиотаж вокруг выставки картин Серова в Третьяковской галереи я связываю исключительно с удачной маркетинговой политикой организаторов выставки.

Я имею в виду то, что вся шумиха – очереди и драки на входе в галерею возникли после того, как выставку посетил президент Путин. Разумеется, это показали по всем  федеральным каналам, и люди, которые и не знали бы ничего о картинах Серова решили вдруг на них посмотреть. И ничего, что  большое количество работ художника находились и будут находиться в открытом доступе в залах Третьяковской галереи. По крайней мере, это касается самых известных полотен, на которые люди так стремятся посмотреть. И до появления на выставке президента такого ажиотажа вокруг этих полотен не наблюдалось.

Говорить о всплеске народного интереса к живописи я бы точно не стал. Тем более не так давно в Пушкинском музее проходила выставка учеников Караваджо. Это крайне интересная выставка, и люди тоже стремились туда попасть, однако очередь не была настолько большой. Да и Путин туда не приезжал.

История с Серовым и выламыванием дверей в галерею напоминает мне скорее историю с поясом Богородицы. К мощам в центре Москвы выстроилась огромная очередь, образовалась давка, люди стояли на морозе при том, что в двух шагах о этого места, в Храме Христа Спасителя, находились мощи православной святой.

К сожалению, так работает человеческое сознание и маркетинг. Такие случае демонстрируют прямую зависимость искусства от степени его продаваемости. То есть искусство – то, что хорошо продается.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения