Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 59.01
€ 69.4

Монументальность ошибок. О засилье недобросовестных скульптур

Жители города Буденновск в Ставропольском крае нашли орфографическую ошибку на памятнике букварю.

Памятник был установлен возле школы № 2. Он представляет собой каменную плиту, на которую водружен советского периода «Букварь» и чернильница с пером. На плите высечен афоризм древнеримского писателя Петрония Арбитра. Именно эту надпись скульптор выполнил не вполне добросовестно: в предложении «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя» вместе частницы «ни» была указана частица «не». 

Ошибку «углядели» грамотные жители Буденновска, и в понедельник, 16 октября, информация об этом попала в СМИ.

В последнее время число памятников с ошибками того или иного рода стало избыточно большим. Такие памятники появляются повсеместно, включая российскую столицу. Один из самых громких скандалов вокруг монументов последнего времени - неверное изображение оружия на памятнике Михаилу Калашникову.

Авторам некачественных монументов, должно быть, приходится  тщательно следить за своей речью, чтобы «каменные гости» не ожили, как в известном произведении Александра Пушкина. Ведь, как известно, «тяжело пожатье каменной его десницы» (с).

Speakercom попросил экспертов прокомментировать сформировавшийся негативный тренд в области скульптурных изваяний.

 

Источник: ion.ranepa.ru
Ирина Ирбитская
Архитектор-резидент центра городских исследований Московской школы управления «Сколково»
16 октября 18:46

Целый ряд новых памятников в Москве представляют собой полный бред

Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС, лауреат международных и национальных премий в области архитектуры и градостроительства Ирина Ирбитская считает, что городские памятники должны устанавливать по инициативе граждан, а не быть навязанными сверху. Она говорит о том, что памятник - от слова "память". 

Не все памятники я берусь комментировать как эксперт. «Аллея правителей», памятник Михаилу Калашникову, так же как целый ряд памятников, установленных в последнее время в Москве, не требуют никакой экспертной оценки – это полный бред.

Памятник – от слова «память». Это означает, что граждане хотят сохранить в собственной памяти и передать другим поколениям какие-то ценности, память о событиях, которые тронули общество.

Такого рода памятники не могут быть установлены сверху. Это должна быть инициатива граждан, в первую очередь, а роль властей в этом случае – помочь людям это сделать: пригласить качественных экспертов, сделать выбор на основании не тендера, а конкурса, поскольку тендер – это ущербная система, нацеленная на удешевление стоимости, а не на высокое качество продукции.

Если процедура установки памятника идет иначе, не снизу вверх, по желанию граждан, а сверху вниз, то возникает большой вопрос: а власть в этом случае на кого работает?

 

Источник: wikipedia.org
Владимир Муравьев
Писатель-москвовед, председатель комиссии «Старая Москва»
16 октября 18:52

Памятник перестал быть памятником

Известный писатель, москвовед и председатель комиссии "Старая Москва" Владимир Муравьев говорит в своем комментарии о подмене понятий: памятники повсеместно заменили скульптурами, к которым изначально всегда было куда меньше требований, чем к серьезным монументам, отражающим народную память о важных событиях. 

То, что устанавливают в последнее время в столице и в других российских городах – это скульптура, статуя. К ней куда меньше требований, чем к памятнику. Памятник – серьезная работа, требующая всенародного обсуждения. А статуя – это то, чем украшают сад, например. Раньше было четкое разделение – памятники и скульптуры. Сейчас в Москве ситуация такова, что памятник перестал быть памятником.

Например, памятник Льву Толстому считался скульптурой. Причем это была замечательная работа. А сейчас всякая скульптура называется памятником. Отсюда – целый поток халтуры, недоделок и так далее. Памятник Калашникову – это же какое безобразие! Памятник русскому изобретателю оружия, а скульптор изобразил на нем немецкий автомат. Скульптор даже не был смущен…

Раньше было долгое всенародное городское обсуждение – где и как ставить памятник. Поэтому у нас все памятники старые - советские, например, не говоря уже о дореволюционных, они наиболее интересны и имеют авторитет у посетителей. А сейчас установка памятников превратилась в некое массовое мероприятие, и место расположения новой скульптуры часто совершенно не соответствует ее смысловому значению.

Полное безобразие в этом отношении – памятник поэту Иосифу Бродскому, установленный напротив американского посольства. Шуму было много в момент открытия памятника. Но! Сам Бродский не москвич, и его отношение к Москве было весьма специфическим. Как-то туристы его спросили, откуда лучше всего посмотреть на Москву, и Бродский им ответил: «Из кабины американского бомбардировщика». Нужен ли Москве памятник этому человеку?

Сегодня установка памятников – сплошная девальвация. У скульптуры совсем другая роль, Поставьте ее, назовите статуей и пусть украшает собой город. Но не надо ее вводить в ранг памятника. Памятник – это святыня. И она очень важна для города.

Несерьезное отношение к памятникам, зачастую конъюнктурное. Например, убили Немцова. Москворецкий мост сразу попытались переименовать в мост Немцова. Но, слава Богу, отстояли историческое название.

Отношение должно быть пересмотрено. Памятник это память, общенародная память, на века. Это очень серьезно. Это общегородская проблема. А у нас их ставят где попало и кому попало. Одно время даже бандиты поставят скульптурное изображение там, где им вздумается, несколько дней постоит такой памятник – потом убирают. Но даже если не впадать в крайности: у нас очень много поставили памятников людям, которых никто не знает и не почитает.

Установка памятников должна идти при широком всенародном обсуждении и проектов, и места их размещения. Тогда памятник станет всенародным сокровищем, которое берегут, к которому приходят и которое действительно чтят.

 

Источник: Википедия
Юрий Жук
Военный историк, писатель-документалист, президент Фонда памяти Новомучеников Императорского Дома Романовых
16 октября 18:59

В состав комиссий по монументальному искусству должны входить историки

Известный московский историк, писатель-документалист Юрий Жук говорит о том, что эскизы памятников не проходят исторической эскпертизы. Отсюда такое огромное количество ляпов, дискредитирующих современное момументальное искусство. 

Количество устанавливаемых в Москве и других городах памятников в последние годы исчисляется десятками. С одной стороны, это вроде бы, хорошее дело, а с другой таковое, подчас, имеет самые печальные последствия.

К примеру, в процессе согласования долго выясняют, где установить и стоит ли устанавливать вообще, однако ни один памятник, практически, не проходит исторической экспертизы. И что самое интересное, виновником большинства всевозможных «исторических ляпов» является, как это ни странно, Российское военно-историческое общество (РВИО).

Так, к примеру, с его «лёгкой руки» у Белорусского вокзала в Москве открыли памятник «Прощание славянки» – и на геральдической композиции «1941» вместо русских винтовок образца 1891/30 изобразили два немецких карабина Mauser 98К, которым была вооружена германская армия в годы Второй мировой войны. Как результат – недоумение ветеранов, которым едва не сделалось плохо от увиденного. Заменили. Выяснилось также, что авторы этого памятника Сергей Щербаков и Александр Молокостов вообще не представляют себе, какими образцами винтовки была вооружена Российская императорская армия в годы Первой Мировой войны, а также каким образом к таковой крепится штык.

На аналогичной геральдической композиции «1914», где веером расположено оружие, изображен также кожух пулемета Максима образца 1910/1930 гг. более поздней модификации – с канелюрами и с люком для закладки снега, который появился лишь после Финской кампании (1939-1940 гг.).

Памятник воинам «Героям Первой мировой войны» на Поклонной горе в Москве, также детище РВИО. Здесь над группой идущих в атаку солдат развевается российский триколор (кстати, под этим флагом, ходили не солдаты Российской императорской армии, а, по большей части, солдаты Добровольческой армии в годы Гражданской войны!). Но даже если это и так, то в 1914-ом году этот флаг был с желтым квадратом и с двуглавым орлом чёрного цвета без прорисовки деталей. Так вот, орел есть, а жёлтого квадрата – нет.

Не менее «интересна» также и композиция ансамбля памятника Императору Александру I в Александровском саду, работа Салавата Щербакова. В центре «Стены памяти народной», расположенной напротив самого памятника, имеется текст из Указа Правительствующего Сената о воздвижении в столичном граде памятника Императору Александру Благословенному. Из-за текста указа на памятнике торчит разнообразное оружие, в том числе и пара кремнёвых ружей. Ружье слева имеет замок с нужной правой стороны, а ружьё справа – замок в зеркальном изображении. Но это ладно, мелочи. Но из-под этого же указа торчат дульные части автомата Калашникова обр. 1947 года. И это в начале-то XIX века! Идиотизм, да и только! А ещё в левой стороне этой стены изображена группа русских полководцев, которую осеняет своими крылами двуглавый орёл. Но только вот орёл этот почему-то без короны…

До сих пор Салават Щербаков продолжает удивлять жителей и гостей столицы своими «творческими фантазиями». Из недавно установленного – памятник известному на весь мир конструктору-оружейнику Михаилу Калашникову. Помимо фигуры самого конструктора в композиции памятника присутствует изобретённое им оружие. Так вот, на листе чертежа скульптор изобразил германскую штурмовую винтовку MP-43 (Sturmgewher) Художник так видит! Они так видят – они не представляют, что делают!

Памятник Петру, автор Зураб Церетели, который изначально планировался как памятник Христофору Колумбу для установки в США. На нём в качестве трофеев изображены носовые части наших кораблей, потому как «украшены» кормовыми Андреевскими флагами! Получается, что Пётр брал в плен корабли российского флота!

Нельзя также не сказать и о памятнике работы Михаила Переяславца, установленном перед зданием Генштаба МО РФ в Москве на Фрунзенской набережной. С правой стороны – скульптурная группа воинов Красной Армии во главе с конной статуей маршала Георгия Жукова. А с левой – группа воинов Первой мировой войны во главе с конной статуей государя императора Николая II. В их числе - солдаты-артиллеристы, которые катят пушку. Так вот, во-первых, это 76-миллиметровое полевое скорострельное орудие не пропорционально по сравнению с фигурами – какая-то совсем детская, маленькая пушечка. Во-вторых, в памятнике представлен вариант орудия образца 1930 года, а не 1902-го. А в третьих, воины-артиллеристы изображены вооружёнными винтовками с примкнутым штыками, что само по себе неверно, так как артиллерийская прислуга была вооружена карабинами образца 1907 года, а не винтовками, длина которых вместе с примкнутым штыком составляет 166 см!

А многочисленные бюсты Государя Императора Николаю II Александровича? Это просто бедствие какое-то! То его изображают в английском адмиральском мундире, то со звездой ордена Св. Георгия 2-й степени, которым он никогда не был награждён, то с вензелями «Н II» на эполетах, то с какими-то непонятными наградами на груди, а то и с пуговицами, на которых изображены орлы периода временного правительства, разработанные художником Иваном Билибиным.

Но более всех поражает своей «исторической бездарностью» памятник царской семье в Екатеринбурге работы Константина Грюнберга и Александра Мазаева. Ведь этим памятником их, можно сказать, убили второй раз! Совершенно непонятно, с каким историческим материалом сверялись авторы памятника! Государя императора изобразили в галифе, в которых он не ходил никогда. Изобразили его также в гимнастерке образца 1935 года с отложным воротником, в милицейском плаще образца 1969 года с обратным клапаном на рукаве, снабжённом пуговицами (чтобы рядовой и младший командный состав органов внутренних дел не вытирал рукавом нос). Цесаревич Алексей, почему-то, у большинства наших творческих работников застрял в шестилетнем возрасте, хотя на момент гибели царской семьи он был ростом выше своего отца.

Впрочем, это ладно, может, ради того, чтобы слезу выжать. У лестницы, по которой они спустились на нижний этаж дома, сделали 23 ступени, а на самом деле их было всего 19! Цифра же «23» взялась из названия мерзкого пасквиля Марка Касвинова «Двадцать три ступени вниз», где он это число ассоциирует с годами царствования Императора Николая II.

Но, пожалуй, самое гнусное состоит в том, что из великих княжон, чистых и невинных девушек, сделали женщин «с заниженной планкой социальной ответственности». А попросту говоря проституток. Авторы памятника надели им поверх платья кресты, которые в знак вызова обществу носили только падшие женщины. Потому-то и ворот мужской рубахи-косоворотки был сделан так, чтобы даже при его расстёгнутом виде нательный крест не вываливался наружу даже при тяжелых физических работах.

Не менее «грибными» являются и памятники Владимиру Высоцкому, установленные чуть ли не в каждом городе. Конечно, всенародная любовь – дело святое, но ведь надо же знать меру!

А на обелиске в память Первой мировой войны 1914-1918 гг., установленном на территории бывшего Братского кладбища в Москве, наряду со знаком и звездой военного ордена Св. Георгия, ни к селу, ни к городу, присутствует советский орден Красной Звезды. Спрашиваю: «Зачем?» В ответ: «Чтобы ветераны не обижались!» А ветераны, простите, какие?

Есть замечательная книга Кирилла Соколова «Монументальные памятники Российской Империи» из которой следует, что в Москве за 100 лет было открыто всего два памятника – памятник Кузьме Минину и Князю Дмитрию Пожарскому работы Ивана Мартоса и памятник Александру Пушкину работы скульптора Александра Опекушина. А это значит, что сам памятник и место его установки выбиралось долго и тщательно.

И не пора ли в конце концов нашим законотворцам задуматься о том, чтобы в состав комиссий по увековечиванию памяти того или иного лица, равно как и события, входили бы не только чиновники, но компетентные историки и искусствоведы, чтобы более не допускать подобных «исторических ляпов», не делающих честь «отцам городов». 

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 ноября
Добившись дополнительных льгот, Венесуэла получает время на частичный выкуп своего долга. Возможно, считают некоторые международные финансовые аналитики, в этом и заключается стратегия венесуэльского государства.