Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 75.03
€ 88.96

Голос с галерки. Как помочь русским театрам зарубежья

В Тбилиси впервые прошла конференция русских театров зарубежья. На нее собрались представители 26-ти театров со всего мира. Театральные деятели обсуждали свои проблемы, которые оказались у многих схожими. Русские театры зарубежья страдают от недостатка театрального образования на русском языке, нехватки финансирования и поддержки со стороны правительства РФ. Заместитель председателя Союза театральных деятелей России Дмитрий Мозговой рассказал о Центре поддержки русских театров зарубежья при СТД и предложил коллегам вместе подумать над алгоритмом работы центра, деятельность которого пока бессистемна.

Также Мозговой раскрыл детали встречи председателя СТД Александра Калягина с Владимиром Путиным, где обсуждалась проблема русских театров зарубежья. Президент пообещал поддержать театры и выделить им финансирование.

Speakercom спросил театральных деятелей, как обстоят дела у русских театров за рубежом и в какой форме Россия должна оказывать им поддержку.

 

Виктор Борзенко
Шеф-редактор журнала "Театрал"
12 ноября 18:39

В ситуации всеобщего хаоса помощь готовы ждать отовсюду

Как помочь русским театрам за рубежом? Шеф-редактор журнала «Театрал» Виктор Борзенко рассказал о положении, в котором находятся русские театры за границей.

В том, что надо поддерживать русские театры за рубежом, уверен, ни у кого не возникает сомнений. Да и вообще любая отрасль культуры нуждается в посильной финансовой помощи. Насколько я знаю, Союз театральных деятелей (СТД) и созданный на его базе Центр не делали этого раньше лишь потому, что ограничены в средствах. Хотя русские театры, оказавшиеся отрезанными от России, просят о поддержке постоянно. Просьбы сливаются в тотальный стон: нам не выжить друг без друга. Причем обращаются театры не только в СТД, но и в Министерство культуры, в МИД, к главам российских банков, к меценатам и благотворителям. В ситуации всеобщего хаоса помощь готовы ждать отовсюду. 

Другое дело: как выработать критерий? Кому помогать в первую очередь? Речь идет ведь не только о русских театрах, расположенных в братских республиках и оказавшихся отрезанными от России в силу общественно-политических причин. Огромное количество русскоязычных коллективов работает в дальнем зарубежье - в Германии и Австрии, в Польше и Венгрии, в Италии и Франции, в США и Новой Зеландии... Говорю со знанием дела, поскольку пару лет назад на страницах журнала «Театрал» появилась рубрика, посвященная жизни этих театров. И тот резонанс, который мы вдруг получили, превзошел все наши ожидания. Сначала мы сами искали театры, думали, что рубрика себя исчерпает через несколько номеров, но вот уже третий год подряд она существует, а конца и края не видно.

Водопад информации, переписки, просьб об интервью обрушился на редакцию. Есть театры большие и маленькие, расположенные в зданиях с колоннами и в кабинетах при русских общинах. Но о ком бы ни шла речь - у каждого из них  одна и та же надежда: про нас напишут в России и может быть тогда, наконец, на нас обратят внимание - вспомнят, что мы вдали от родины сохраняем русский язык, культуру, традиции, а потому являемся островком духовности для русскоязычного населения.

Театров десятки. И я не знаю, как в такой ситуации выделить лучших. Международного опыта в этом вопросе тоже не существует. Каждый коллектив достоин такой поддержки, поскольку на чистом энтузиазме делает важнейшее дело. 

Возможно, есть смысл не выделять кого-то, а почаще устраивать конгрессы русских театров - подобно тому, что прошел недавно в Тбилиси: артистам и режиссерам важно встретиться друг с другом, показать свои спектакли и, что называется, сверить часы: «А как у других?»  

 

Источник: russianclub.ge
Николай Свентицкий
Директор Тбилисского театра им. Грибоедова
12 ноября 18:45

Зарубежные театры создают образ великой страны

Как помочь русским театрам за рубежом? Николай Свентицкий, директор Тбилисского театра им. Грибоедова рассказал о своем видении проблемы.

Мы впервые в истории провели Конгресс руководителей русских театров за рубежом.  Собрались 26 русских театров зарубежья, и это было в Грузии, а не в России. Это укор великой стране, она не смогла нас собрать, а мы – маленький театр – собрали. А великая страна плевать на нас хотела, об этом говорили все участники конгресса.

Правительство РФ должно уделить русским театрам зарубежья больше внимания, так как они улучшают имидж России за рубежом. Особенно это касается пропаганды русского языка и русской культуры. Для этого и нужна премия. Не потому, что мы хотим получить каких-то денег от России. Мы хотим, чтобы вся общественность в наших странах увидела, что за нами стоит великая держава – Россия. И для нее небезразличен театр, который несет ее язык и ее культуру. Это крайне важно и для Дагестана, и для Берлина, и для Тбилиси.

Форм премии может быть очень много. Можно отмечать лучшего директора года, лучшего артиста, лучшую режиссерскую постановку. В данном случае судьями может выступить организация, которая имеет огромную практику – Союз театральных деятелей России во главе с Калягиным, очень знаковой фигурой русского искусства, уважаемой на постсоветском пространстве и в мире в целом. Калягин имеет доступ к первому лицу государства, он может сказать свое слово и не побояться, что очень важно. Дело не в материальном вознаграждении – пусть подарят значок. Нам просто важно чувствовать, что за нами Россия.

Союз театральных деятелей помогает нам по мере своих возможностей. Каждый год СТД проводит роскошную летнюю школу, куда мы посылаем двух человек. Это нам очень помогает, наши молодые актеры оттуда приезжают с огромным творческим багажом.

В Закавказье к тому же существует проблема грима: нет заводов, все только в России. Сейчас Дмитрий Мозговой подарил нам сумку грима, мы счастливы. Потом еще будем просить. Но это неправильно, должна быть государственная политика. Россия должна знать наши болевые точки.

Центр поддержки русских театров зарубежья в Союзе театральных деятелей сегодня недееспособен. У них нет достаточного финансирования, чтобы нас поддержать, они сами на ладан дышат. Дима Мозговой дал мне массу книг, дисков, я вез это на себе, платил за перевес багажа. Но я был счастлив! Я привез спектакль Эфроса в записи, наши студенты смотрят, учатся. Но поддержка должна быть системной, а не челночно-эпизодической.

Проблема должна решаться на государственном уровне, ведь мы создаем здесь, на местах, положительный образ  великой страны. Что, к сожалению, не делает российское телевидение, показывая бандитские фильмы. Русский язык в Грузии в последние 25 лет всячески уничтожался. А где еще люди могут услышать русский язык, как не в русском театре?  Театр – это локомотив пропаганды русской культуры и языка. Мы потеряли несколько поколений, которые воспитаны на ненависти к России, а должны быть воспитаны в любви. Россия не бандитская и не страшная, Россия – это Пушкин и Чайковский.

Источник: point.md
Константин Харет
Директор Государственного русского драматического театра им. А.П. Чехова, Кишинев
12 ноября 18:51

Уровень театров должны оценивать профессиональные эксперты

Глава Союза театральных деятелей России встречался с Владимиром Путиным и обсуждал проблему поддержки русских театров зарубежья. Директор русского театра в Кишиневе Константин Харет рассказал, как выживает его театр.

Я был на конгрессе «Русский театр за рубежом» и понял, что у всех театров, в принципе, одна и та же проблема – финансовая. У нас в том числе.

Мы пытаемся как-то выживать. Так как мы государственный театр, нас министерство субсидирует только на 60 процентов, и этих денег нам хватает на зарплату. На все остальные нужды пытаемся искать средства сами.

Со спонсорством у нас сложнее, чем у остальных театров, потому что наша страна больше смотрит на Европу, стремится в нее. Тем не менее, есть люди, которые любят наш театр и помогают. Например, недавно местный бизнесмен, член парламента, Кирилл Лучинский подарил нам новую сцену. Кроме того в последние годы нам очень помогает Россотрудничество и посольство Российской Федерации в Молдове.

Премия – это только проект, насколько я понял. Если премию учредят, мы обязательно будем в ней участвовать. Как мне кажется, во главе стола при определении лауреатов должна стоять русская классика, то есть надо учитывать, где что идет из драматургии.

Опять-таки есть момент качества. Хорошо, если бы приехали независимые эксперты в лице критиков и оценили качество и уровень спектаклей. Также должны оцениваться чисто профессиональные качества театра.

Театр должен быть вне политики. Хотим мы того или нет, театр – это зеркало нашего общества. Мы поднимаем вечные проблемы, а не сиюминутные. Ветер может дуть по-разному, а корабль должен плыть в одном направлении. То есть политический вектор может меняться, а истина всегда останется одна.

Источник: vk.com
Кира Мирутенко
Художественный руководитель театра «Арт-Мастер», Финляндия
12 ноября 19:00

В агрессивной языковой среде нужно выкручиваться

Если будет премия, появится ощущение, что мы не оторваны от общего культурного русского контекста. Но только премии недостаточно, уверена художественный руководитель русского театра в Финляндии Кира Мирутенко.

Я думаю, что никаких особенных, отличающихся от других театральных премий, критериев премии русским театрам за рубежом не может быть. Мы занимаемся тем же самым. Единственное, что находимся в более сложных условиях в смысле того, что боремся за русскоязычную публику, которой не так много, в более стесненных материальных обстоятельствах. Но все равно, так или иначе, мы искусством занимаемся.

Мы, безусловно, готовы участвовать в премии, но мне кажется это мало выполнимым делом. Напрасная трата денег на очередное помпезное мероприятие. Но, во-первых, не обязательно это должно быть помпезным, а, во-вторых, это очень серьезная моральная поддержка для тех, кто здесь работает, как на фронте. В агрессивной языковой среде нужно выкручиваться. У нас просто дополнительные организационные и творческие сложности.

Главное ощущение, которое возникнет, если будет премия – мы не оторваны от общего культурного русского, русскоязычного контекста. Это было бы здорово. Пусть премия будет, но ее одной недостаточно.

Но если бы при этом, наряду с замечательной премией были бы вещи, которые позволили бы проще показывать наши спектакли в России, чтобы проверить их на русскоязычной публике. Нам нужен зритель и его оценка, а также оценка профессионалов, экспертов. И то, и другое очень важно.

Мы занимаемся поддержанием, сохранением русской культуры. Кроме того многие театры, которые существуют в дальнем зарубежье, как мы, пытаются ассимилироваться в местную культуру. Поэтому по мне, что касается нашего театра, никакой политической составляющей быть не может. Абсолютно. Я бы говорила об искусстве, культуре, развитии языка, но ни в коем случае не политической. Мы очень уверенно занимаем эту позицию, и от нее отходить не будем.

В последнее сложное, неоднозначное, время мы скорее строим мосты, чем границы. А политическая составляющая строит стены. Мы же открываем двери, а не замуровываем их.

 

Источник: skolkolet.info
Анна Варпаховская
Актриса, художественный руководитель Ассоциации русских актеров Монреаля, сооснователь Театра имени Л. Варпаховского в Канаде
12 ноября 19:07

Гранты от России должны выдаваться по принципу доверия и надежды

На прошедшей в Тбилиси конференции, посвященной русскому театру за рубежом, подняли вопрос о дополнительном финансировании этой сферы. Почему важно поддерживать российский театр за границей и к чему приведет смешение искусства с политикой, рассказала актриса, художественный руководитель Ассоциации русских актеров Монреаля, сооснователь Театра имени Л. Варпаховского в Канаде Анна Варпаховская. 

Финансовая помощь театрам всегда нужна. Театр не может самостоятельно себя прокормить. Мой театр в Канаде существовал исключительно за счет спонсорских денег, которые приносили зрители. Но сейчас ситуация со зрителями русских театров за рубежом стала ухудшаться. Поколение, влюбленное в театр, которое было в 90-е годы – это те, кто помнит театры 70-80-х, ушло. А современное поколение предпочитает мюзиклы или вовсе телевидение, которое заполонило все.

Если не поддерживать русский театр за рубежом, он может просто исчезнуть. Я столкнулась с тем, что, например, в Грузии молодежь по-русски не понимает. Это значит, что зрителей для российского театра становится вес меньше. Для кого же тогда ему существовать? Аналогичная ситуация с российским театром в Таллине, в других прибалтийских республиках.  Чуть лучше дела обстоят на Украине и в Белоруссии -  в этих странах русский язык жив. Я играю в Киеве, в театры ходят масса народа, очень тепло принимают, я везде слышу русскую речь.

Театр Леси Украинки, где я сейчас работаю, по-прежнему финансируется из российского бюджета, и именно поэтому существует. И существует, надо сказать, на очень высоком уровне. Но такого нельзя сказать о мелких театрах в небольших странах постсоветского пространства. Русские оттуда уходят, и театры умирают. Грустно. И если они не будут поддерживаться, то русская культура вообще покинет эти регионы.

Америка и Канада – это наиболее отдаленные от нас страны,  где русский театр без поддержки никогда не был возможен. Он возникал интуитивно, объединяя вокруг себя небольшую группу людей, и существовал очень недолго. Мой театр выживал за счет спонсорских вливаний 15 лет. Но на уровне, на котором мы существовали, это было почти фантастически. Мы приглашали замечательных актеров из России, Украины, у нас были роскошные декорации, достойные костюмы. Для существования театра такого уровня, конечно, нужны дополнительные материальные возможности.

Если Россия займется поддержкой русских театров за рубежом при помощи премий и грантов, то они должны выдаваться по принципу доверия и надежды, как делают это в Канаде. Там, когда возникает какой-то проект, государство его поддерживает, а гранты даются в надежде на то, что получится качественный продукт. Однажды я приехала на оперу в Нью-Йорк и была потрясена тем, что среди спонсоров указано около двухсот наименований – это и организации, и фамилии частных лиц, начиная от огромного банка, заканчивая условной Миссис Смит, которая выделила театру 200 долларов. Это традиция. К сожалению, в России такой традиции нет, поэтому искусство не может быть самоокупаемым.

Если Россия учредит премию для русских театров за рубежом, то самое важное, чтобы ее выдавали честно, исходя из степени профессионализма артистов. Ни в коем случае нельзя политизировать искусство.  Искусство решает общечеловеческие проблемы, а не проблемы политики. Например, в Канаде очень любят русскую литературу, русский театр, ставят спектакли по Чехову, Горькому, Булгакову. Если же вплетать в это политический мотив, все погибнет. 

Источник: vechastana.kz
Еркин Касенов
Директор Академического русского театра драмы имени Горького в Астане
27 ноября 13:01

Премии за спектакли унижающие честь и достоинство России вручаться не могут

Премии русским театрам за рубежом нужны, считает директор Академического русского театра драмы имени Горького в Астане Еркин Касенов. Они могут вручаться за популяризацию русской классической, современной, а также экспериментальной драматургии.

Финансовые проблемы существуют. Не всегда театр имеет  возможность приглашать постановочную группу из России: режиссеров, художников, композиторов, балетмейстеров, режиссеров по пластике. Приглашать педагогов лучших российских театральных школ для повышения квалификации наших актеров, театральных критиков. 

Поддержка нужна в гастрольно-фестивальной деятельности и по нашему участию в лабораториях, семинарах в России.

Мы считаем, что премии нужны. Они могут вручаться за популяризацию русской классической, современной, а также экспериментальной драматургии. Коллектив нашего театра с удовольствием принял бы участие в подобного рода премии. При градации нужно учитывать творческие возможности конкретных театров. 

Премии за спектакли унижающие честь и достоинство России вручаться не могут.

Источник: wikipedia.org
Йонас Вайткус
Директор Русского драматического театра Литвы
27 ноября 13:15

Творчество должны оценивали профессионалы, а не политики

Самое важное, чтобы творчество театров оценивали профессиональные театральные критики, признанные театроведы, а не политики, считает директор Русского драматического театра Литвы Йонас Вайткус.

Русский драматический театр Литвы не испытывает финансовых трудностей. С самого начала восстановления независимости государства Русский драматический театр Литвы постоянно получает финансирование, полностью содержится из бюджетных средств, ежегодно активно участвует в разных программах Министерства культуры и правительства Литовской Республики, которыe поддерживают проекты по культуре и искусству.

Театр охотно принимает участие в международных фестивалях и гастролях в России. Когда приглашающая сторона покрывает все расходы появляется возможность профессионально представлять наше творчество.

Премии для русских театров за рубежом нужны, главное, чтобы они назначались по-настоящему ценным в художественном смысле постановкам. Один из решающих критериев должен быть критерий качества содержания и художественного решения спектакля. Русский драматический театр Литвы принял бы участие в назначении премии только после оценки условий ее назначения. Самое важное, чтобы творчество театров оценивали профессиональные театральные критики, признанные театроведы, а не политики. Решение о премии должно быть принято со стороны России.

Русский драматический театр Литвы не ставит спектакли, в которых Россия или любое другое государство было бы показано в дурном свете либо были бы унижаемы граждане других государств. Наш театр обладает свободой в выборе драматургического материала, в возможности ставить спектакли на актуальные для творческих людей темы.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта 2019 г.
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения