Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 63.77
€ 70.63
11:59 / 12 февраля
Источник: www.krichevsky.ru
Никита Кричевский
доктор экономических наук, профессор

Как некоммерческие организации могут влиять на рост тарифов ЖКХ?

24 января в Российском союзе промышленников и предпринимателей с участием представителей ФАС России, естественных монополий и потребителей состоялось обсуждение законопроекта «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». Документ, разработанный ФАС России и Минэкономразвития России, направлен на совершенствование и унификацию тарифного регулирования в России.

На совещании также обсуждались вопросы участия советов потребителей в установлении регулируемых тарифов, рассмотрения дел о нарушении законодательства в этой области, проверки обоснованности тарифов, утверждения и согласования инвестиционных программ, а также отраслевые особенности тарифного регулирования. В этой связи возникает важный вопрос, насколько необходима инициатива запуска общественного контроля тарифообразования россиянам и энергетикам?

В настоящее время уже есть организации, которые занимаются общественным мониторингом и контролем тарифообразования.

Называется одна из таких организаций - «ЦМОК», или Центр мониторинга и контроля за ценообразованием. Ее возглавляет бывший начальник Контрольно-ревизионного управления ФСТ Алексей Малоземов.

Еще в 2014 году, будучи высокопоставленным чиновником, Малоземов принимал участие в сомнительных бизнес-схемах. Тогда, в 2014 году, тарифообразованием занимались сетевые территориальные организации (СТО). По имеющимся данным, Алексей Малоземов имел отношение к крупным СТО в Москве, в Тверской, Волгоградской и Ростовской областях. Схема деятельности обогащения могла быть следующей: компании завышали тарифы, а Малоземов, занимая в тот момент должность руководителя Контрольно-ревизионного управления ФСТ обосновывал эти завышения в официальной документации. Например, таким образом, региональные организации «Волгоградэнерго» превышали стоимость реализации инвестиционных проектов в десять раз. А управление по тарифам области ничего противозаконного в этом не увидело.

В целом, назвать деятельность АНО "ЦМОК" нужной и полезной для системообразующей отрасли Российской федерации – сложно.

Поскольку помимо общественного мониторинга структуры компании также осуществляют консультирование предпринимателей по вопросам обоснования тарифов, в том числе в сторону увеличения.

ЦМОК - фактически является монополистом на федеральном рынке, используя сомнительные с точки зрения законодательства методы и массив данных о компаниях, видимо, полученных руководителем и сотрудниками еще в бытность службы в ФСТ.

Схема работы ЦМОК выглядит следующим образом. Центр по базам данных ФСТ находит наиболее проблемные регионы и навязывает властям бесплатную проверку тарифообразования. В ходе аудита обязательно находятся многочисленные нарушения - при наличии огромного количества правовых актов и опыта работы в контролирующем ведомстве манипулировать данными совсем не сложно.

Затем коммунальщикам предлагают заплатить за проверку и консалтинговые услуги. Тех, кто отказывается, ничего хорошего не ждет. Например, в 2018 году глава «Тверьводоканала» Дмитрий Капустин был осужден на три года лишения свободы на основе экспертизы, проведенной АНО «ЦМОК». Вероятно, свою роль сыграл тот факт, что фирма Капустина не стала заключать договор на обслуживание с ЦМОКом.

Получается, что в стране успешно функционирует компания, и контролирующая тарифы, и обосновывающая их повышение. ЦМОК может помочь поднять тариф при помощи грамотного обоснования, а потом АНО «ЦМОК» накажет коммунальщиков за это повышение. Получается, что частная фирма заняла нишу, которая, по идее, полагается государственному регулятору. Пока у ЦМОК развязаны руки, он может в разы повышать тарифы и убирать со своего пути несогласных оплачивать их услуги. Страдают от этого не только организации ЖКХ, но и простые потребители, оплачивающие этот беспредел из своего кармана.

Я убеждён, что функционал ЦМОК в сфере регулирования тарифов должны выполнять соответствующие ведомства, обоснование тарифов должно быть возвращено под непосредственный контроль государства.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения