Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 57.27
€ 67.36
Илья Соколов
Ведущий научный сотрудник РАНХиГС

Политические циклы федерального бюджета

Наступивший год – время, когда стоит говорить о начале президентской предвыборной кампании. Здесь уместно упомянуть о политических циклах как ограничении для непопулярных решений. Не будем ходить вокруг и около, додумывая что-то о предстоящих планах правительства до 2025 года, но сегодня уже хорошо известно, что все налоговые изменения у нас будут проведены до 2018 года. Таковой была установка президента два года назад. Никаких новаций, существенно ухудшающих налоговые условия и условия ведения бизнеса, в этот период приниматься не будет. Хотя задача посмотреть, как будет развиваться ситуация после 2018 года, поставлена правительством и будет активно обсуждаться.

Доходы российского бюджета в 2016 году составили 13,4 трлн руб., расходы – 16,4 трлн руб. Крупнейшими расходными статьями стали: социальная политика – 4,6 трлн руб. (28% всех расходов) и национальная оборона – 3,88 трлн руб. (23,7%). Доля секретных расходов (большая часть приходится на оборонные статьи) стала максимальной в истории современной России и составит 3,66 трлн руб., или 22,3% всех расходов.

Роль федерального бюджета в реализации поставленных целей социально-экономического развития страны в 2016 году не была однозначной. Федеральный бюджет, по сути, не способствовал развитию: наблюдался устойчивый дефицит, на покрытие которого была израсходована значительная часть Резервного фонда, заметно выросли расходы на обслуживание государственного долга.

У нас всего одна треть всех расходов (порядка 11% ВВП) относится к производительным. Это  расходы на одного жителя, на образование, на здравоохранение, на инфраструктуру, на науку, на инвестиции другим отраслям. Эти расходы способны создать новую стоимость. Все остальные расходы, которые как раз у нас прирастали, – силовые, соцполитика и так далее –  традиционно относятся к непроизводительным.

flickr.com

Структура расходов, которую мы имеем на сегодняшний день, очень бедная и практически неизменяемая. Бюджет – это всего лишь один из инструментов достижения цели, а именно экономического развития страны. Когда мы сами говорим себе, что определенная часть бюджета нам недоступна из-за вынужденного поддержания расходов, то мы ограничиваем себе любые возможности бюджетного манёвра. Можно было бы оптимизировать силовые статьи расходов, но вопрос в том, насколько в текущей политической обстановке это уместно и нужно.

Очень остро стоит вопрос пенсионной реформы. Это тоже вызов, который абсолютно точно нужно решать, и чем дольше мы к нему готовимся, тем в худшие условия с точки зрения балансировки пенсионной системы мы себя загоняем. Сейчас, с одной стороны, идет балансировка дефицита Пенсионного фонда за счёт федерального трансферта, с другой – заморозка накопительной части пенсии. Мы не создаем стабильности и тем самым подрываем доверие к пенсионной системе.

Многие экономические решения зависят от избирательных циклов. Они принимаются или, напротив, не принимаются в зависимости от политической конъюнктуры. У меня есть большие сомнения в том, что изменения в пенсионной системе будут приняты в период до выборов президента России в марте 2018 года.

Формирование федерального бюджета на 2018 год будут напрямую коррелировать со стартом предвыборной президентской кампании. Обычно бюджет корректируется три раза в год, исключением стал бюджет 2016 года, который был однолетним. Однако есть сроки – весной будут представлены экономические стратегии правительства и Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, а Столыпинский клуб Бориса Титова уже подготовил экономическую программу.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

13 октября
Турция и раньше закупала у нас вооружение