Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 63.73
€ 70.42
Дмитрий Васильев
Адвокат сервиса Правовед.ru

Самые неоднозначные законопроекты России за последние полгода

Первая половина 2016 года стала едва ли не самым спорным периодом работы текущего созыва Государственной думы РФ. В целом этот период можно охарактеризовать как попытку ограничить самые базовые гражданские права в угоду лозунга борьбы с терроризмом, об угрозе которого нам традиционно все чаще говорят политики.

Несколько законопроектов были восприняты наиболее неоднозначно. Постараемся разобраться и понять, что нас в них смущает.

Уголовная ответственность за недоносительство

Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ вводится статья 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации «Несообщение о преступлении». Статья предусматривает уголовную ответственность за несообщение властям о лицах, которые по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило преступления террористической направленности.

Фактически закон устанавливает уголовную ответственность за недоносительство. Ранее подобные положения были в уголовном законодательстве СССР, которое предусматривало ответственность за недонесение о государственных преступлениях, фальшивомонетничестве, бандитизме и некоторых тяжкий преступлениях.

Закон представляется крайне спорным как в плане его принятия, так и в плане  применения. Непонятно что следует понимать под «достоверно известными сведениями», как будет определяться граница между достоверностью и недостоверностью. Не совсем ясно, каким образом следствие должно будет доказать, что именно человек знал, и насколько достоверно он это знал. Слишком много оценочных терминов и их возможных толкований. Да и в целом установление уголовной ответственности за то, что кто-то на кого-то не донес – нонсенс в современном уголовном праве.

Отмена тайны переписки

Законопроект об обязанности операторов связи хранить записи звонков, переписку, изображения, звуки, видео- и другие сообщения пользователей.

Также законопроект устанавливает срок хранения указанной информации до шести месяцев с момента передачи, приема и/или обработки.

Кроме того, помимо хранения содержания звонков, переписки и т.п., операторы должны будут хранить информацию о самом факте приема или передачи сообщения, или звонков в течение трех лет. Любая из перечисленной информации будет предоставляться в правоохранительные органы по их запросам.

Прежде всего, стоит напомнить, что согласно ч.2 ст. 23 Конституции, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Вместе с тем, указанный законопроект фактически отменяет действие ч.2 ст. 23 Конституции, поскольку теперь никакого права на тайну переписки, телефонных переговоров у наших граждан нет. Решение суда для контроля и записи переговоров больше не требуется.

Помимо прямого нарушения Конституции этот законопроект неминуемо приведет к росту тарифов операторов связи, то есть фактически оплачивать инициативу законодателя будут сами граждане, которых будут прослушивать за их же счет. Кроме прочего сложно понять насколько столь масштабные меры будут способствовать борьбе с терроризмом, ведь по такой логике можно зайти очень далеко – к примеру, дать право сотрудникам полиции досматривать кого угодно и где угодно без видимых причин, обязать каждого гражданина ежедневно направлять отчет участковому где и с кем он был весь день и так далее.

Декодирование зашифрованной переписки

Законопроект об обязанности предоставлять информацию, позволяющую декодировать зашифрованную переписку, предлагает обязать организаторов распространения информации, использующих дополнительное кодирование, направлять в ФСБ информацию, с помощью которой ее можно «декодировать». Законопроект также устанавливает ответственность за отказ в предоставлении информации в размере до одного миллиона рублей.

Кроме того, в Кодекс РФ об административных правонарушениях вводится статья об ответственности за использование несертифицированных средств шифрования при передаче сообщений через интернет.

Фактически данный законопроект должен «дополнять» предыдущий. По логике законодателя, если следить за всеми и вся, то как-то глупо оставлять кому-то шанс уйти от контроля. Не исключено, что данный законопроект встретит серьезное сопротивление и некоторые фирмы просто откажутся предоставлять эту информацию, чем к слову вполне могут устроить себе неплохую рекламную компанию.

Запрет о выезде из страны для террористов 

Законопроект о введении ограничения права покидать территорию Российской Федерации людям, имеющим непогашенную или неснятую судимость по некоторым виды преступлений, в перечень которых в основном входят преступления террористической направленности.

Большинство преступлений террористической направленности являются преступлениями и особо тяжкими  и срок судимости за них составляет 8-10 лет. Таким образом, Россия для террористов становится «тюрьмой» на многие годы. Не совсем понятно, каким образом данный законопроект позволит бороться с терроризмом и как он должен мотивировать людей на отказ от совершения преступлений.

Кроме того, не стоит забывать, что согласно части 2 ст. 27 Конституции каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.

Каким образом законодатель согласует данный законопроект с приведенными положениями Конституции не совсем понятно.

Да, судимость при примерном поведении может быть снята досрочно, но это происходит не так часто и остается в каждом конкретном случае на усмотрение суда.

Контроль миссионерской деятельности

Законопроект, согласно которому проповедовать смогут только отдельные лица и в специально отведенных местах.

В этом законопроекте вводится термин «миссионерская деятельность» и ограничение по кругу лиц и по месту осуществления такой деятельности.

Заниматься миссионерской деятельностью смогут только представители зарегистрированных организаций и групп, либо иные лица, которые заключили с ними официальный договор. 

При этом государство будет контролировать не только саму систему миссионерской деятельности, но и сами идеи, в частности законопроект полностью запрещает проповедовать определенные идеи, в первую очередь, экстремистские.

Фактически законопроект направлен на формирование системы контроля за проповедующими. Государство тем самым пытается взять под контроль те идеи, которые могут быть предметом проповеди, что весьма спорно.

Подводя итог, отметим, что в последнее время чаша весов между безопасностью и правами человека все чаще склоняется в пользу первой. В то же время непонятно, каким образом приведенные законопроекты помогут в борьбе с терроризмом и помогут ли вообще. А вот сомневаться в том, что они нарушат права человека, не приходится.  Время, конечно, расставит все на свои места, но существующие в последнее время тенденции ко все большему умалению ценности прав человека под разными предлогами не могут не настораживать.

автор - юрист сервиса Правовед.ru

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения