Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 63.58
€ 70.39
Источник: facebook.com
Игорь Молотов
Публицист

Аппетит на иностранные деньги

В последние дни российская пресса обсуждала новую резонансную инициативу депутата-единоросса Евгения Федорова относительно перспектив расширения понятия некоммерческая организация (НКО) – «иностранный агент». Ярый противник зарубежного влияния на российскую жизнь предложил считать таковыми не только организации, которые получают иностранное финансирование и занимаются политической деятельностью внутри России, но и НКО, которые фактически «оказывают воздействие на экономические процессы в стране». Данное предложение, безусловно, родилось на фоне почти двухлетней «войны санкций», и попыток зарубежных оппонентов найти новые рычаги внешнего давления на экономику России.

Одновременно многие задались вопросом: «Насколько в принципе актуальным является свежее предложение депутата-патриота, и какое по сути отношение отечественные НКО, пусть даже получающие деньги от иностранных доноров, имеют к вопросам влияния на экономику?» Более детальный анализ действительности показывает, что подозрения инициатора поправки в закон о некоммерческих организациях являются далеко не безосновательными.

Даже российские предприниматели, не думая о каких-либо заморских подарках, нередко сегодня оформляют свой бизнес под вывеской НКО. Данная форма организации не запрещает ведение коммерческой деятельности, зато налогообложение будет уже совершенно иным, более приятным для учредителя.

Другой пример предпринимательских НКО – всевозможные ассоциации, начиная от российско-китайской ассоциации бизнеса, заканчивая различными союзами производителей чего-либо. Данные организации, позиционирующие себя как регуляторы интернациональной торговли и партнерства, уже сегодня вполне могут оказывать влияние на тот или иной национальный рынок, и далеко не всегда положительное для местного бизнеса.

Так, весной 2015 года произошел крупный скандал на рынке биологически активных добавок. СРО НП «Объединение производителей БАД к пище», незадолго до этого преобразованное в саморегулируемую организацию, совместно с Союзом профессиональных фармацевтических организаций и Аптечной гильдией исследовали ряд натуральных БАДов на российском рынке. Исследователи заявили, что обнаружили химические компоненты в продукции нескольких фирм. Среди обвиняемых оказались и российские, и иностранные компании, которых объединяло одно – именно они не падали в продажах в последние пять лет. Разумеется, что для них это был сильный имиджевый удар. А позже НИИ питания провел свое исследование – и химии не обнаружил. В процессе разбирательства Роспотребнадзор указывал: не бывает анализов «на химию» вообще, можно проверить продукцию только на конкретные соединения. Так что громкая проверка на натуральность весьма смахивала на информационную атаку.

Потом раскрылась более интересная информация в данной истории, а именно то, что среди членов СРО НП «Объединение производителей БАД к пище» числятся американские Pfizer и Herbalife, немецкая Queisser Pharma, а среди учредителей организации оказались две компании с учредителями в Нидерландах и Люксембурге. Иными словами, иностранные фармгиганты через СРО созданное в России предположительно пытаются влиять на мнение потребителей на отечественном рынке. Пострадавшие сочли, что исследование было заказным, и предложили разработать национальную методику проверки БАДов, хотя профильные институты России утверждают, что таких методик в мире нет.

Другой пример. В начале 2016 года российский Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) представил анализ возможных последствий повышения акциза на сигареты в 2016–2018 годах. Из исследования следовало, что, приняв рекомендации ВОЗ по резкому росту акциза на табачную продукцию, Россия сможет добиться больших успехов в борьбе за здоровье граждан и пополнить бюджет. При этом, по мнению отраслевых экспертов, форсированная, а не постепенная индексация акциза с большой долей вероятности нанесла бы ущерб легальному рынку и привела бы к всплеску контрафакта в стране. Интересно, что среди учредителей и совладельцев ЦЭФИР, наряду с россиянами числится и гражданин Швеции.

Кроме этих, можно вспомнить и иные случаи прямого информационного давления НКО на отечественные рынки, например, препятствование политике импортозамещения российских властей.

На фоне всех этих историй становится ясно, что предложение депутата Федорова, особенно на фоне эффективности работы по выявлению политических “иностранных агентов” – сегодня Минюст их выявил уже гораздо более ста, и начинающейся борьбы с иностранным финансированием российских средств массовой информации, вероятно в скором времени будет обсуждаться в более высоких кабинетах власти, и аргументов для принятия изменений в закон о некоммерческих организациях будет более чем достаточно.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения