Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 64.92
€ 70.46
6 мая 17:48 2016 г. Бизнес тренд: ракетостроение, ракеты, космос

Возвращение Фалкона: компания SpaceX повторно посадила ракету в море

Космическая компания SpaceX дважды успешно посадила первую ступень ракеты Falcon 9 на морскую платформу в Атлантическом океане.

Целесообразность использования возвращаемых ракет очевидна: это может значительно понизить стоимость запуска. SpaceX заявила о себе именно в этой сфере. Впервые им удалось успешно «вернуть» на землю ракету Falcon в декабре прошлого года – тогда первая ступень ракеты приземлилась на наземную платформу на мысе Канаверал. Посадке на плавучую платформу в Атлантическом океане предшествовали четыре неудачные попытки.

Владелец компании миллиардер Илон Маск, который также производит электромобили Tesla, уверен в своем успехе. По его утверждению, многоразовая первая ступень ракеты-носителя Falcon 9 может выдержать от 10 до 20 запусков, а после небольшой модернизации она сможет использоваться до 100 раз.

Speakercom выяснил, каково будущее ракетостроения, и чем Россия может ответить Илону Маску.

Источник: sk.ru
Сергей Жуков
Президент Московского космического клуба, вице-президент фонда «Сколково»
6 мая 17:53

Частная космонавтика может развиваться и у нас

Американской космической компании SpaceX дважды удалось посадить первую ступень ракеты Falcon 9 на морскую платформу. Исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций Сколково Сергей Жуков уверен, что поверившие в стартап чиновники НАСА не прогадали.

Эта технология должна быть интересна, если будет доказана её экономическая целесообразность. В SpaceX посадили уже три ступени: одну на наземную площадку и две на морскую платформу. Насколько мне известно, еще ни одна из этих ступеней не летала вторично, поэтому небольшая осторожность в оценках возможного эффекта не будет лишней.

Надо понять, сколько реально будет стоить подготовка ко второму старту, насколько надежна будет ступень во второй раз. Тем не менее, я – оптимист. Думаю, что у Маска получится, и экономика будет хорошей, даже если часть деталей придется заменить. В любом случае, создание возвращаемой ступени – это продвижение вперед.

Не только для американцев, не только для SpaceX, но вообще для мировой ракетной техники. И надеюсь, что это подхлестнёт соревнование, приведёт к развитию. В России велись свои разработки в области возвращаемых первой ступени – в крылатом исполнении («Байкал» разработки Центра имени Хруничева), с посадкой на парашюте (этим до сих пор занимается фирма «Атмосфера» Владимира Чижухина), и даже, если не ошибаюсь, с посадкой ракетным способом, как это делает SpaceX. Пока мы летаем на химических двигателях – другой альтернативы для значительного снижения стоимости вывода нет.

Не думаю, что американцы в деталях станут рассказывать об экономике с возвращаемыми ступенями. Это ведь бизнес. Насколько она хороша, есть ли государственная поддержка для того, чтобы Маск смог не только вдвое снизить, а обрушить цены на рынке запусков – вряд ли мы скоро узнаем. В том, что открытость простирается до определенного предела, я сам убедился во время посещения компании SpaceX четыре года назад. Президент компании Гвин Шотвелл встречала нашу делегацию очень гостеприимно, везде водила, но сфотографироваться разрешила только на фоне первого мемориального «Дракона». Что ж, бизнес есть бизнес.

Маск вложил в проект существенно меньше денег, чем он получил в форме заказов от бюджета – прежде всего, от НАСА, но также и от Министерства обороны. В значительной степени SpaceX – это дитя НАСА. Тем американским чиновникам, которые не боялись рисковать, поддерживая космический стартап, выражаю уважение. Если верить тому, что написано в книге о Маске, уже первая его ракета полетела с коммерческой нагрузкой Минобороны США, несмотря на то, что опыта запусков у компании вообще не было. Первые три запуска были неудачными, но они все шли с коммерческой нагрузкой. А только четвертый запуск был удачным. Выходит, что государство верило в успех стартапа и поддерживало его. Здесь важно отметить, что поддерживались и другие стартапы, просто Маск стал лучшим.

Эта история – яркий пример государственно-частного партнерства, того, как государство выращивает частные компании в космонавтике. Почему они это делают? Потому что пуски ракет производства таких гигантов, как Боинг и Локхид очень дороги, у правительства нет рычагов для заметного снижения их стоимости. Поэтому была сделана ставка на частный бизнес, и эта ставка, как показывает время, себя оправдывает. Здесь надо отметить для справедливости, что наиболее дорогостоящие нагрузки в космос все-таки выводят надежные носители указанных выше больших компаний.

Частная космонавтика может развиваться и у нас – надо только чтобы государство проявило политическую волю. И в России есть попытки создать новые носители силами стартапов – можно вспомнить инициативы сотрудников РКК «Энергия», организовавших компанию «РК Старт». Сейчас известны инициативы компании «Лин Индастриал», создающих сверхлегкие ракеты для вывода на орбиту небольших космических аппаратов, и компании «КосмоКурс», создающей технику для суборбитального туризма. Была бы государственная поддержка, таких инициатив было бы больше, я в этом не сомневаюсь.

И у американцев было немало неудач с ракетными стартапами. Было не менее десятка фирм, о которых сегодня никто не вспоминает. Зато получилось у Orbital Sciences, а теперь - у SpaceX. Видимо, скоро на рынок выйдет компания Blue Origin Джека Безноса, есть и другие.

Сегодня из отрасли по разным причинам уходят грамотные инженеры, часть их которых вполне могла бы заняться запуском и производством инновационных ракет, была бы минимальная поддержка. Знаю не понаслышке.

 

Источник: мы-мир.рф
Олег Мухин
Первый вице-президент Северо-Западной организации Федерации космонавтики России
6 мая 18:16

Повторно использовать ступени ракет выгодно и интересно

Ракета Falcon 9 компании миллиардера Илона Маска SpaceX снова успешно вернулась на морскую платформу. Президент Санкт-Петербургской федерации космонавтики Олег Мухин уверен, что использование возвращаемых ракет является будущим ракетостроения.

Это будущее ракетостроения. Использовать повторно ступени ракет выгодно и интересно, тем более, всем известно, что аппараты-шаттлы «Буран» тоже возвращались и использовались вторично.

Проектируются аппараты, в том числе и небольшие, типа «Союза» так, чтобы они были многофункциональны и многоразовы. Это направление перспективно и будет развиваться. Но это требует времени, конкретных задач и конкретных работ.

Наиболее удачно, когда идет совместное финансирование от частных компаний и государства. И частные компании такие есть, которые готовы заняться этим.

Очень важно, чтобы именно первые ступени опускались в заданную точку, и крайне важно их повторное использование. Есть здесь свои нюансы – нужно заправлять больше топлива, чтобы обеспечить возвращение, и в системе управления есть нюансы, но, тем не менее, повторюсь, это направление перспективно.

Источник: novosti-kosmonavtiki.ru
Игорь Маринин
Главный редактор журнала «Новости космонавтики»
6 мая 18:23

Маск выбрал неверный путь

SpaceX дважды успешно посадила первую ступень ракеты Falcon 9 на морскую платформу в Атлантическом океане. Главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин считает эту технологию экономически не эффективной.

Илтон Маск, который взялся сажать первую ступень ракеты-носителя на платформы, идет проторенному Шаттлами пути. Когда американцы запускали Шаттлы, они намеревались добиться экономии средств за счет многоразовости использования. Но получилось, что межполетное обслуживание занимает очень много времени, очень дорого стоит и не повышает надежность системы. Поэтому они в конце концов отказались от Шаттла, который оказался очень убыточным.

Маск идет по тому же пути, делая ставку на многоразовость. Он не видит, что с каждым повторным пуском ракеты будут требовать более тщательной проверки. Заказчики, если у них будет выбор, конечно, они станут распределять свою нагрузку при запуске на новые ракеты, чем на несколько раз использованные.

Если бы он организовал серийное производство, и сделал, например, 50 запусков в год, то это было бы значительно дешевле и более надежно. По такому пути пошли, например, наши создатели ракеты-носителя «Ангара-5». На «Ангаре-5» используются 5 одинаковый первых модулей ракетных, на «Ангаре-1» был один такой модуль. Когда «Ангара-5» заменит собой «Протон», то это будет как минимум 12 пусков в год по 5 модулей – это 60 модулей в год. Это уже крупное серийное производство. Это удешевляет запуски и делает их более эффективными. И никакого межполетного обслуживания, никакого повторного использования старых элементов.

Маск пошел по проторенному пути, это, как мне кажется, такой пиар-ход, который не даст ему никакого экономического эффекта. Можно приветствовать его достижение, но экономически это не даст никакого эффекта. Маск – человек оригинальный, я его уважаю, он оригинален не только в этой области, и может позволить себе все, что угодно, включая даже такое название для плавучей платформы, как "Of Course I Still Love You".

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта 2019 г.
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения