Главные события
в комментариях экспертов
11 сентября 19:03 2015 г. Бизнес тренд: монорельс, трамвай, транспорт, Москва

Власти Москвы решили снести половину монорельса

Московский метрополитен планирует снести 2,25 км монорельсовой дороги при общей протяженности в 47 км. Демонтирован будет участок от Останкино до депо, а трамвайные пути проложат до «Тимирязевской», соединив их с путями на улице Костякова. Соответствующие документы представлены на сайте госзакупок. Здание депо может быть снесено, а на его месте начнется строительство жилой и торговой недвижимости.

Оставшуюся часть монорельса планируют отремонтировать и адаптировать ее для  людей с ограниченными возможностями. 

Московская монорельсовая транспортная система проходит от станции метро «Тимирязевская» до улицы Сергея Эйзенштейна. Она была построена в 2004 году. Первые четыре года монорельс служил только в экскурсионных целях, с января 2008 года он был включен в транспортную систему столицы. Ежедневно им пользуются 30 тыс. пассажиров.

Источник: facebook.com
Константин Трофименко
Директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ
11 сентября 19:13

За те же деньги пассажиров можно возить на такси за счет города

Московский метрополитен намерен снести половину монорельсовых путей и реформировать эту транспортную систему. Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко объясняет, что к такому решению склонились из-за убыточности монорельса.

Безусловно, монорельс убыточен. Проводился анализ его экономической эффективности и оказалось, что эксплуатационные затраты составляют минус 200 рублей на пассажира. Никакого дохода нет и в помине.  На те же деньги от ВДНХ до Останкино людей можно возить на такси за счет города. Конечно, возникает вопрос – что с этим делать? Вопрос этот уже поднимался 2 года назад. Тогда монорельс передали с баланса города на баланс ГУП «Московский метрополитен», полагая, что у метрополитена найдутся на это лишние деньги. Это было не долгосрочное решение, а оттягивание проблемы. Сейчас, видимо, она снова возникла.

Проблема в том, что у монорельса очень маленькие пассажиропотоки, обусловленные вместимостью кабин. Кабинки маленькие, туда влезает очень мало людей. Доход от продажи билетов не покрывает затрат. Что с этим можно было бы сделать? В теории, можно было бы как-то продлить маршрут, запустить туда больший подвижной состав. Но это требует затрат, и непонятно, когда они отобьются. Кроме того, к сожалению, это очень сложно сделать, потому что нынешние размеры вагончиков обусловлены радиусом кривых. На маршруте монорельса есть одно очень крутое место между улицей Милашенкова и Останкино, где он делает петли, объезжая дома. Из-за этих радиусов, конечно, что-то туда вставить более вместительное не удастся. 

Даже обыкновенный трамвай может перевозить значительно больше людей, чем монорельс. Эстакаду, которая проходит через железную дорогу, можно использовать для трамвайного моста. Насколько это лучшее решение – непонятно, его нужно еще обсуждать. Надо сделать более детальный анализ, можно ли сделать монорельс окупаемым. Просто его снести – тоже не дело. Есть какое-то количество людей, которым удобно ездить по этому маршруту. К тому же монорельс интересный. Он, может быть, не очень эффективный, как транспортное средство, но что-то в нем есть интригующее.

Источник: er.ru
Михаил Блинкин
Директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
11 сентября 19:15

Эти кустарные тележки сделаны на один раз

Москва решила отказаться от монорельсовой транспортной системы. Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин уверен, что монорельс в принципе не может быть частью системы пассажирского транспорта.

Монорельсовая система – кустарная поделка. Не делают для больших городов транспортные системы на основе вагонов, которые выпускают в единичных количествах. Трамвайные вагоны и вагоны метро выпускают сотнями множество заводов в России и в мире. Это массовое производство. Разумный человек не купит автомобиль, который сделан в кустарной мастерской. Это  тем более верно, когда речь идет о перевозке пассажиров в гигантском городе. Это кустарные тележки сделаны для одного проекта на один раз. Это не могло хорошо работать в принципе.

Изначально линия предназначалась для разовых целей: провозить на территорию ВДНХ экспонаты для выставки. То, что это будет пассажирской системой в системе регулярного транспорта никто и не думал. Эта игрушка Юрия Михайловича осталась жива, возит пассажиров и не ломается слишком часто исключительно из-за того, что ее обслуживают очень толковые инженеры - один из самых лучших транспортных коллективов в Москве. Иначе эта система просто бы не работала. В 2013 году себестоимость перевозки была больше 200 рублей за одного пассажира. Московскому бюджету более выгодно эти 6,5 километров пассажиров перевести на такси. Экономически это абсолютно несостоятельный проект.

С момента ухода Юрия Михайловича эксперты говорят о том, что этот проект надо закрыть, это абсолютно закономерная вещь. Надо решить транспортную задачу на связке «Тимирязевская» - Эйзенштейна, там будет трамвайная линия. Будет какой-то разумный проект, который лучше и по трафику, и по экономике и просто по здравому смыслу.

Сама по себе идея монорельса нормальная, просто он нужен для другого.  Предназначение монорельса как такового, даже в хорошей технической реализации, это межтерминальная связь в  авиационных хабах, также это система перевозки публики на больших выставках.  А вот как часть пассажирской транспортной системы наряду с трамваем, метрополитеном, использовать монорельс не очень разумно. К тому же, реализация была совершенно ужасная: вместо того, чтобы купить зарубежную технику, Юрий Михайлович поддерживал какой-то завод. Сделали кустарные тележки, не потому, что завод плохой: для массовых перевозок нужны вагоны, которые выпускаются в массовых количествах, это надежней.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта 2019 г.
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения