Главные события
в комментариях экспертов
2 апреля 13:46 Бизнес

Суверенный долг стран перед Россией достиг почти 30 млрд долларов

Всемирный банк впервые раскрыл данные о том, сколько другие страны должны России. По его данным, около 30 стран должны в целом России почти 22,9 млрд долларов на конец 2019 года. Крупнейшим государственным должником России является Белоруссия с 8,1 млрд долларов. Далее идут Бангладеш, который должен России 2,4 млрд долларов, Венесуэла – 1,8 млрд долларов, Индия – 1,7 млрд долларов, Вьетнам – 1,6 млрд долларов, Йемен – свыше 1 млрд долларов. Меньше 1 млрд долларов должны Афганистан, Сербия и Украина.
Эксперты объяснили смысл в кредитовании Россией других стран.

Евгений Миронюк
финансовый аналитик
2 апреля 13:55

Для России проблема большого госдолга в настоящий момент не стоит

Всемирный банк назвал основные страны — должники России: это Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Индия, Йемен и Вьетнам. При этом сама Россия в долг берет крайне мало. Сейчас этот показатель составляет чуть больше 20% от нашего ВВП. Давайте разберемся, хорошо это или плохо.

Объем государственного долга может расти, пока, с одной стороны, это не снижает кредитоспособность, не начинает влиять на возможность рефинансировать уже имеющиеся обязательства, с другой — пока вызываемое этим увеличение объема экономики и денежной массы не выливается в инфляционные процессы. В этом смысле рост доходности госбумаг наряду с другими факторами может стать причиной сохранения высокого роста цен. Впрочем, для России проблема большого госдолга в настоящий момент не стоит. Скорее наоборот, возникает вопрос, не стоит ли продолжить расширять экономические стимулы, пользуясь существующими возможностями привлечения средств?

Одна из задач монетарных властей — недопущение перегрева экономики, который может проявиться на фондовом рынке в чрезмерном росте цен на отдельные активы или в росте потребительских цен.

Необходимость поддержания уровня госдолга на относительно низком уровне и желание не допустить перегрева экономики выразились в допущении Минфином РФ сокращения объема заимствований на 2021 год.

Одним из негативных последствий могло стать сохранение высокой инфляции, хотя влияние наращивания госдолга на рост цен опосредованное. В 2020 году дезинфляционные факторы преобладали, поддерживаемые низким потребительским спросом. Фактически полное снятие карантинных мер, рост покупательной способности и улучшение сальдо платежного баланса в 2021 году сделали проинфляционные факторы доминирующими. Также мощным проинфляционным риском стало ожидание более раннего начала ужесточения денежно-кредитной политики в развитых странах.

При необходимости Минфин снижает объем заимствований в ОФЗ в моменты неблагоприятной конъюнктуры на рынке. Ослабляет доверие инвесторов к ОФЗ в настоящий момент даже не сама инфляция, которая начала снижаться, по данным Росстата, а инфляционные ожидания. История показывает, что в случае их радикального повышения развернуть их вниз будет очень и очень трудно. По данным ЦБ, в марте 2021 года медианное значение инфляционных ожиданий населения на следующие 12 месяцев выросло до 10,1%. Это происходит наряду с ростом ставок денежного рынка. На момент 31 марта десятилетние выпуски госбумаг по-прежнему предлагают доходность более 7%. Высокая стоимость заимствований — одна из причин необходимости сократить наращивание госдолга в ближайшие месяцы.

Текущий относительно низкий уровень госдолга позволяет проявлять гибкость, при необходимости нарастить стимулы для экономики и не дает скатиться в рецессию. Необходимость восстановления после спада, вызванного пандемией, создает предпосылки для продолжения роста госзаимствований как минимум в ближайшие три года. Впрочем, рано или поздно наращивание долга как корпоративного, так и государственного ухудшит экономические перспективы. Но вопрос погашения или списания большей части долгов не стоит, как показывают примеры развитых стран, долги реструктуризируются.

Вопрос оптимального уровня госдолга дискуссионный. Страны, в недостаточной степени использовавшие преимущества, которые предоставляет кредитование, оказались в худшем экономическом положении, как и те, кто существенно наращивал госдолг без возможности эффективно распорядиться средствами (Эквадор, Венесуэла, Филиппины и др.).

К необратимым последствиям рекордного экономического стимулирования в 2020–2021 годах (или последствиям, с которыми придется бороться многие годы) можно отнести огромное наращивание внешнего долга для финансирования бюджетных расходов на Западе. Во многих странах ЕС он стал превышать 100% ВВП (в России, напомню, около 20%). Это скажется на социальной политике стран, экономическом развитии, зависимости политического курса от кредиторов.

Наращивание заимствований США коррелирует с ралли на американском фондовом рынке. Основным риском для фондовых рынков могут стать процессы ухудшения качества корпоративного и суверенного долга из-за резкого наращивания кредитной нагрузки. Рост доходностей на долговом рынке может привести и к переоценке стоимости акций.

Объем госдолга в России далек от показателя развитых стран, что позволит проводить более гибкую экономическую политику. Эффективное развитие с использованием заемного капитала — данность современной рыночной экономики. В условиях глобализации и высокой конкуренции доступ к финансированию под низкие процентные ставки, в том числе и на государственном уровне, становится важным конкурентным преимуществом. (Источник - "Известия")

Агван Микаелян
член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza
2 апреля 14:01

Общий размер долга других стран перед Россией может быть выше

Общий размер долга других стран перед Россией может быть выше, чем видно по официальной статистике, поскольку часть займов связана с военно-политическим сотрудничеством. Приведенные Всемирным банком данные по размеру долга иностранных государств перед Россией имеют определенный публичный характер и основаны на открытой информации финансовых ведомств. Это межгосударственные кредиты, которые выдаются иностранным государствам-партнерам. Однако значительная часть займов носит закрытый характер, поскольку связана с военно-техническим и политическим сотрудничеством. Кредиты, предоставляемые иностранным государствам на закупку российских вооружений, часто не отражаются в публичной статистике.

Такая же форма взаимодействия существует с другими государствами не только в военной сфере, но и по другим стратегическим направлениям, связанным с экономикой, нефтяным рынком и политическим взаимодействием. Поэтому общий размер долгов иностранных государств и их структур перед Россией может быть значительно выше по сравнению с тем, что раскрывается в открытых документах. Кроме того, надо учитывать, что займы могут предоставляться не только строго по государственной линии. Российские госбанки могут выдавать кредиты иностранным коммерческим структурам, участвующим в реализации государственных проектов. (Источник - РИА Новости)

Источник: www.opec.ru
Георгий Остапкович
Директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ
2 апреля 14:08

Вряд ли мы вернем даже 50% от этой суммы

Экономически развитые страны, такие как Россия, предоставляют деньги менее развитым в обмен на политическую лояльность. Почти $22,9 млрд, которые, по данным Всемирного банка, около 30 стран задолжали России по двусторонним займам, — это разговор ни о чем. Это абсолютно принятая система, что ты берешь в долг, зная, что ты долг не отдашь. Но какие-то преференции ты этим странам — политические, экономические — будешь всегда предоставлять.

Это традиционные долговые обязательства, которые мы предоставляем странам, а в списке Всемирного банка нет никаких развитых и даже развивающихся стран. Вряд ли мы вернем даже 50% от этой суммы. И кто будет рассчитываться, мне не очень понятно.

Получится вернуть максимум 30–50% от этого долга, если в указанных странах, которые занимали деньги у РФ, вдруг начнется экономический рост. Все развитые страны дают в долг, заранее зная, что займы возвращаться не будут. В результате государство, имеющее долги перед другой страной, обычно политически поддерживает своего кредитора. Самое главное то, что во всех странах, которые должны России деньги, в той или иной интенсивности работают российские предприятия. Страны-должники более лояльны к предприятиям стран-кредиторов и дают им бонусы, в том числе налоговые.

СССР действовал так же: давал в долг африканским странам, которые потом поддерживали Советский Союз.

Сейчас в мире сложилась «традиция», что долги страны не отдают. Возвращают средства лишь в том случае, когда цивилизованные страны условно договариваются с такими же. Например, если Швейцария берет в долг у Австрии, то Берн обязательно его отдаст. В 2019 году Российская Федерация списала Африке более $20 млрд долгов. Это абсолютно нормальная ситуация для экономически развитых стран. (Источник - "Известия").

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта 2019 г.
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения