Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 75.86
€ 90.46

Дорогая гражданка: ЦБ и ФАС хотят отпустить ОСАГО в свободное плавание

Федеральная антимонопольная служба России поддержала инициативу Центрального банка по переходу к свободным тарифам по обязательной автогражданской ответственности, сообщил глава ведомства Игорь Артемьев. «Мы солидарны! Мы уже 10 лет добиваемся того, чтобы был убран фиксированный тариф на ОСАГО», - сказал Артемьев 25 ноября.

Первым из чиновников отменить фиксированный тариф по этому виду страхования предложил зампред ЦБ Владимир Чистюхин в начале ноября. Представители страховых компаний заявили, что подобная мера может быть введена в 2019 году.

Предполагается, что вследствие либерализации тарифа возможность регулировать цены на полисы будет предоставлена рынку, и они сами в условиях конкуренции найдут свое наиболее приемлемое для автомобилистов и страховщиков значение.

Однако автовладельцы обеспокоены тем, что отмена фиксированного тарифа приведет к удорожанию полиса, который является обязательным для каждого водителя. Страховые компании в текущем году показали, что готовы использовать либерализацию исключительно для повышения тарифов. Так, после введения тарифного коридора с апреля 2015 года все страховщики повысили цену до максимально возможной отметки, не вступив в конкурентную борьбу за клиентов.

При этом в частных беседах представители страховых компаний утверждают, что ОСАГО для них невыгодно, обладает наибольшей убыточностью среди других видов страхования. 

Speakercom выяснял, способен ли полис ОСАГО покориться рыночной экономике, и как это может сказаться на карманах автовладельцев.

Источник: shfm.rane.ru
Дмитрий Тихонов
Доцент кафедры финансового менеджмента РАНХиГС, страховой юрист
26 ноября 16:51

Налог с непонятной суммой – это не очень красиво

Либерализация тарифов по ОСАГО сильно ударит по автомобилистам в малых городах, где существуют монополисты, которые будут устанавливать высокие цены, уверен кандидат экономических наук Дмитрий Тихонов.

Этот вопрос идеального и однозначного ответа, к сожалению, не имеет. ОСАГО – это обязательный платеж, установленный федеральным законом. В этом смысле он схож с налогом. Я участвовал в подготовке многих документов по ОСАГО, в том числе в Налоговый кодекс были внесены некоторые изменения, которые я формулировал. Налог хорош тогда, когда он точно установлен, в том числе процедура, сумма и тариф. Когда мы законом обязываем, но сумма непонятна, то у меня возникают вопросы. Формально это не совсем красиво.

С точки зрения экономики это тоже не очень однозначно. Страхование – это конкурентный вид деятельности. В Москве – абсолютно точно, есть большое количество компаний. Не нравится цена одной – иди к другой. Например, страховка на иномарку стоит 6 тысяч рублей, начнется повышение: одна компания сделает 8 тысяч, другая - 9, третья – 7. Мы пойдем в ту, которая предлагает цену в 7 тысяч, и все будет более-менее. Но есть маленькие города, где нет большого количества страховых компаний. Там окажется одна или две. Тогда монополизм, к сожалению, может сыграть значительную роль в формировании цены.

Если кто-то считает, что картельного сговора в этом случае не будет, потому что он запрещен в антимонопольном законодательстве, я могу только улыбнуться. С экономической точки зрения либерализация тарифов – нормально, юридически - это не очень хорошо, монополизм отягощает все. Надо подстраховаться в малых городах. Сейчас же закрываются филиалы, некоторые компании с ОСАГО уходят. Когда в каком-то городе останется 2-3 страховщика, почему они не могут встретиться в ресторане и договориться, что придерживаются определенной цены. Сделают 100 рублей разницу, чтобы не сказали, что у них сговор. Как это можно вскрыть, я не знаю.

По поводу цен на полисы ОСАГО у меня нет хорошего оптимистического прогноза. У нас, как только появляется монополизм, цена вырастает выше инфляции. К сожалению, думаю, что цена вырастет больше, чем инфляция.

Николай Тюрников
Генеральный директор ГлавСтрахКонтроль
26 ноября 17:17

Либерализовывать тарифы ОСАГО недопустимо: цены взлетят в 2-3 раза

Либерализация тарифа по ОСАГО возможна, только если страхование станет добровольным, считает президент ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.

В нынешних условиях либерализовывать тарифы по ОСАГО недопустимо. Это серьезно ударит по интересам автовладельцев. Сейчас вообще более 80 процентов рынка ОСАГО сконцентрировано в руках 10 компаний. ФАС должен знать об этом. Если они не знают о постоянном выявлении сговоров на рынке страховых услуг, значит они некомпетентны и не могут регулировать этот рынок.

Получается, что мы имеем рынок, на котором постоянно выявляются сговоры страховых компаний. На этом фоне либерализация тарифов приведет к тому, что страховые компании очень быстро договорятся о тарифах и на фоне того, что этот вид обязательный, цены взлетят в 2-3 раза. Поэтому убирать фиксированный тариф делать нельзя. 

ФАС не следит, сколько они сговоров выявляют – один из тысячи или миллиона? У нас антимонопольная служба по сравнению, например, с американской моделью обладает не теми возможностями и полномочиями, выдает не ту результативность. Нас сейчас обманывают, говоря, что сговоров никаких не будет. Сговоры есть, они будут - мы получим повышение обязательного для автовладельцев тарифа.

Единственное условие, при котором тариф может быть либерализован сейчас – если ОСАГО становится добровольным. Тогда вопросов нет, и я согласен, что в этом случае рынок быстро найдет правильную цену. Если сделать ОСАГО добровольным, цена будет от 2 до 4 тысяч рублей для всех вместо нынешних 6-15 тысяч. Это будет справедливый тариф, за который страховые компании будут бегать за нами, просить застраховаться.

Я за систему ОСАГО принципиально, но его обязательный вид и тариф, определяемый страховой компанией создают абсолютные условия для злоупотреблений. Автовладелец, не нарушив закон, не может не страховать ОСАГО, а страховая компания определяет, сколько он должен заплатить. Ну и плюс к этому – тарифный коридор. Казалось бы - пользуйтесь им, устанавливайте разные тарифы, конкурируйте. Мы же увидели, что практически у всех страховых компаний практически в любом регионе тариф установлен по верхней планке. Какая конкуренция? О чем они нам рассказывают и кого обманывают? Не хотят они конкурировать и постоянно держат курс на увеличение тарифа.

Источник: wikipedia.org
Игорь Юргенс
Президент Института современного развития, президент Всероссийского союза страховщиков
27 ноября 13:46

Для пожилых и спокойных водителей ОСАГО может серьезно подешеветь

Либерализация тарифа – это единственный способ привести дело в соответствие, чтобы был удовлетворен и потребитель, и производитель, считает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

Не может быть одномоментной отмены фиксированного тарифа со стороны государства. Это комплексная реформа ОСАГО, которая связана как с реформой информационных, продажных и различных сетевых аспектов страховщиков, так и системных подвижек в правоохранительной, судебной системах. Безусловно, все это должно осуществляться при консультациях с организациями, представляющими интересы автовладельцев. Все должны прийти к пониманию, что тариф можно либерализовать, тогда все состоится. Только так развитые страны пришли к равновесию рынка спроса и предложения, и где-то даже было понижение тарифа.

В настоящий момент целого ряда условий для этого (либерализации тарифа, - ред.) нет, поэтому мы готовим дорожную карту по комплексному решению этого вопроса. В соответствии с ней будут предприняты целенаправленные шаги, и через 2-3 года из гипотезы это может претвориться в жизнь.

Так как это комплексная реформа, то где-то цены могут повыситься, где-то понизиться. Ни в одной стране мира на ОСАГО страховщики не зарабатывают. Они зарабатывают на КАСКО и других видах, которые предлагают вместе с ОСАГО. Тариф в зависимости от конкуренции на рынке где-то регионально может расти. Для водителей, совершающих много аварий, лихих, молодых, неопытных он может расти. Для пожилых и спокойных он может серьезно упасть.

Для того чтобы реализовался картельный сговор, во-первых, нужно соответствующее стремление компаний сговориться. Это абсолютно нереально при наличии на рынке сильных крупных игроков, которые имеют федеральную сеть. Для них конкуренция – это самое важное, они всегда будут биться за большее количество клиентов. Им сговориться между собой – это все равно, что попробовать сговориться Ауди, Мерседесу и Автовазу - это совершенно нереальная вещь. Все работают в разных категориях потребителей и так далее, но даже не это самое главное.

У нас мощнейшая Федеральная антимонопольная служба во главе с самым, пожалуй, умным человеком, которого я знаю в нашем государстве. Самым деятельным и самым надежным – Игорем Юрьевичем Артемьевым. Функция предотвратить картельный сговор, а если он обнаружен – серьезно наказать у них всегда есть и будет. Они преследуют соответствующих банкиров, страховщиков и своей властью, и через суды, поэтому не беспокойтесь. Государство достаточно информировано и имеет достаточно рычагов, чтобы предотвратить любой картельный сговор.

Любой экономист в любой стране любого мира вам скажет, что либерализация тарифа – это единственный способ, чтобы был удовлетворен и потребитель, и производитель. Кроме центрально планируемой экономики советского типа – там всегда надо было назначать. Но тогда тариф по социальным причинам уходил вниз, и услуга становилась дешевле, чем ее себестоимость.

Источник: http://www.autopilot.ru/
Леонид Ольшанский
Вице-президент Движения автомобилистов России
26 ноября 17:30

Аппетиты страховых компаний считаю непомерными

Отмены фиксированного тарифа по ОСАГО не должно быть, любые тарифы должны утверждаться парламентом, считает адвокат Леонид Ольшанский.

Я отношусь к этому отрицательно. Само ОСАГО противоречит важнейшему принципу Конституции – презумпции невиновности. Оно основано на принципе виновности термину Южной Родезии, что водитель – преступник, обязательно задавит пешехода или врежется в другую машину.

Аппетиты страховых компаний считаю непомерными. Только недавно они подняли тарифы. Это повлекло за собой рост отказов от ОСАГО или даже покупки поддельных полисов. 

В наше непростое время это варварство, разжигание очага социальной несправедливости и непонимание политики президента, парламента и правительства. Самое главное: любые тарифы должны утверждаться парламентом, но никак не быть свободными.

Источник: facebook.com
Сергей Иванов
Главный редактор автомобильного интернет-издания CarTimes.ru
26 ноября 17:32

В условиях свободного рынка стоимость полисов снизится

До введения ОСАГО добровольные полисы автогражданской ответственности по рыночной цене были заметно дешевле и нормально работали, вспоминает автожурналист Сергей Иванов.

Я впервые сел за руль еще до введения ОСАГО и, будучи начинающим водителем, сразу купил добровольный полис страхования гражданской ответственности. Он мне, кстати, пригодился и окупился – в первую же зиму я поцарапал дорогой внедорожник. Спустя год появилось ОСАГО, и каково же было мое удивление, когда я узнал, что обязательный полис оказался заметно дороже добровольного. Еще удивительнее было слышать, что страховщики называют ОСАГО невыгодным. То есть продавать добровольные полисы дешево было выгодно, а обязательные дорого – нет?

Обратимся к цифрам. За 10 месяцев 2015 года страховщики продали полисов ОСАГО на 176,8 млрд рублей. А выплатили пострадавшим автовладельцам за тот же период 96,9 млрд рублей. При этом страховщики не устают говорить об убыточности. То есть получается, что за десять месяцев наши страховые компании «проели» 80 млрд. Ведь если прибыли нет, значит эти деньги ушли на операционные расходы: проценты брокерам, зарплату сотрудникам, аренду офисов, налоги, судебные издержки.Не многовато ли? Я не считаю себя большим специалистом в бизнесе, но мне представляется, что такой менеджмент нельзя назвать эффективным. Так как повысить эффективность? Как стимулировать страховщиков к более продуктивной деятельности? Ну, есть один старый способ. Называется ценовая конкуренция.

В общем, я уверен, что в условиях свободного рынка стоимость полисов ОСАГО снизится. Резерв для этого несомненно есть. Другой вопрос, что рыночные механизмы в России работают, сами знаете как. Возможен сговор страховщиков с целью поднять цены на ОСАГО? Возможен. Возможно, что в этом сговоре будут участвовать и нечистые на руку чиновники? Я думаю – возможно. И тем ни менее, мне хочется верить в лучшее. Потому как действующий ныне механизм ОСАГО очевидно несовершенен.

Источник: er.ru
Вячеслав Лысаков
Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, лидер партии «Автомобильная Россия»
26 ноября 17:33

Стоимость полиса не должна зависеть от аппетитов страховщиков

Либерализации тарифа по ОСАГО допустить нельзя, потому что это не бизнес-проект, а социальный инструмент. ФАС не очень понял вопрос, уверен первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков.

При всем моем уважении к ФАС как к серьезной организации, я считаю, что они не очень поняли вопрос. С ОСАГО история совершенно не рыночная. Страховщики и ФАС рассматривают страхование автогражданской ответственности как некий бизнес-проект. На рынке должен быть спрос, конкуренция и так далее. Но это не коммерческий проект, придуманный для того, чтобы страховые компании зарабатывали на автомобилистах деньги. Здесь не может быть совершенно никаких рыночных механизмов. ОСАГО – это способ мотивации водителей к законопослушному поведению на дорогах.

Стоимость полиса для нормальных, адекватных водителей должна быть фиксированной вне зависимости от инфляции, желаний и аппетитов страховых компаний. А вот стоимость для отморозков, которые, к сожалению, есть на наших дорогах, можно повысить в 10 или даже 20 раз. Это правильный путь. Чтобы в следующем году у него полис стоил не 5 тысяч рублей, а 50 или 100 тысяч. Тогда он поставит свою машину в гараж, потому что не сможет заплатить заоблачную цену, и на дорогах станет спокойнее.

Отпускать этот механизм в рыночное плавание – серьезная ошибка, потому что это социальный проект, призванный мотивировать водителей на законопослушное поведение. Страховщики и ФАС вместе с ними, к сожалению, видят ОСАГО как коммерческий проект. Я поговорю с Игорем Юрьевичем (Артемьевым, главой ФАС, - ред.) на эту тему. Я его прекрасно знаю, как думающего руководителя. Поскольку я в тему погружен уже давно, как политик и государственный деятель, понимаю, что это тупиковый путь. Если мы пойдем по пути коммерциализации и использования рыночных механизмов, то зайдем в тупик. Это будет воспринято неправильно водительским сообществом.

Источник: properm.ru
Игорь Иванов
Заместитель гендиректора страхового общества РЕСО-Гарантия
26 ноября 17:39

Картельный сговор категорически невозможен - мы отчаянные конкуренты

После либерализация тарифа по ОСАГО картельный сговор между страховыми компаниями будет категорически невозможен, потому что они отчаянные конкуренты, уверен топ-менеджер РЕСО-Гарантия Игорь Иванов.

Я отношусь к идее либерализации тарифа положительно, хочется, чтобы, наконец прекратились споры вокруг ОСАГО, чтобы люди покупали достойный продукт и получали по нему достойное возмещение. Это все возможно только в том случае, если тариф и условия наполнения продукта будут регулироваться рынком.

Как мы предполагаем и полагаем это целесообразным, законодатель или регулятор дает общие параметры: лимит ответственности страховой компании; условия, при которых она выплачивает, определяет, что является страховым случаем; каким-то образом контролирует нижний уровень цен, чтобы не было демпинга и чтобы людей не обманывали. Дальше страховые компании будут между собой конкурировать, предлагать адекватные тарифы для каждого возраста, места, региона и будут предлагать какие-то дополнительные услуги, чтобы выгодно отличаться от конкурентов, как это происходит во всем мире в сфере обязательного страхования ответственности автовладельцев. В Западной Европе ОСАГО – это не только автоответственность, но и защита на случай пожара или разбитых стекол. Там довешивают стандартный продукт разными дополнительными опциями за ту же цену.

Если смотреть в историческую перспективу, то тарифы будут расти всегда. И по ОСАГО, и на бензин, боюсь, на хлеб и молоко тоже, потому что есть такая неприятная вещь, как инфляция.

Если говорить о том, как либерализация отразится на тарифах, то они будут меняться по-разному. В каких-то регионах они однозначно повысятся. В других регионах будет однозначно коррекция вниз, потому что конкуренция заставит это сделать. Скорее всего, например, в Санкт-Петербурге тарифы понизятся, а на Дальнем Востоке, в Сибири, Поволжье они совершенно однозначно повысятся. При этом нужно сделать еще одну оговорку: тарифы будут в этом случае более точно настраиваться под водителя, мы сможем учитывать характеристики водителя, возраст, стаж, а не только то, что нам дает коэффициент бонус-малус. То есть мы будем видеть водителя и для опытного, хорошо управляющего автомобилем человека будем делать дополнительные скидки. Собственно, и сейчас опытный водитель серьезно экономит на том, что хорошо ездит. Ну а молодежь будет страховать ОСАГО значительно дороже.

Это в общих чертах, потому что если тариф будет регулировать рынок, то он более внимательно проанализирует тарифы для грузового, легкового транспорта, учтет множество нюансов.

Картельный сговор здесь категорически невозможен по одной простой причине: мы отчаянные конкуренты, и более недружественное сообщество, нежели страховое, трудно себе представить. Если конкретнее: нет же картельных соглашений в КАСКО, хотя все мы хотим продавать КАСКО, не получая убытков. Каждая компания выстраивает свою политику, бывает, что в определенный момент сознательно занижает тарифы, чтобы захватить какой-то сегмент, в другой момент – завышает, чтобы отыграть снижение. В общем, смотрите, что происходит в КАСКО, и поймете, что будет в ОСАГО. Единственное: КАСКО всегда по умолчанию будет дороже, чем ОСАГО.

Сейчас, развивая тезис про сговор, некоторые говорят, что страховые компании навязывали дополнительные продукты, требовали, чтобы люди покупали страхования квартир, жизни и прочего. На самом деле это был не сговор, а следствие действий объективных экономических законов. Год или полтора назад, когда страховые компании не знали, что им делать, неся убытки по ОСАГО, они все настойчиво предлагали купить дополнительные страховые продукты. Нас ФАС за это дело штрафовал и обвинял в сговоре. На самом деле это была объективная экономическая потребность. Иначе было не выжить в этих регионах. Мы пытались сохранить свои точки, предлагая дополнительные продукты, которые компенсировали ОСАГО.

Источник: www.insur-info.ru
Евгений Яненко
Заместитель директора Независимого актуарного информационно-аналитического центра
26 ноября 17:40

Слабо вериться, что кто-то будет вести политику демпинга

Отмена фиксированного тарифа на автогражданскую ответственность в Германии привело к снижению цены полиса, но у нас ситуация иная, считает аналитик Евгений Яненко.

Если брать мировой опыт, в Германии был период, когда переходили с установленных на свободные тарифы. Непосредственно после перехода премии достаточно серьезно упали, потому что многие страховые компании пожелали захватить рынок побольше. В результате у многих появились сложности, начала зашкаливать убыточность, и цены постепенно начали возвращаться на уровень до освобождения. В Прибалтике был подобный же опыт.

У нас ситуация несколько иная. Убыточность по многим сегментам высокая, особенно в регионах. Мы видим, что в рамках существующего тарифного коридора страховщики часто страхуют по верхней грани, поэтому при либерализации, скорее всего, будет много сегментов, где цены повысятся относительно действующих. Особенно те, которые обладают серьезными показателями по убыточности.

Свободные тарифы вводят из-за того, что даже в рамках существующего коридора существует некоторая несвобода в тарификации. Страховые компании не могут более точно тарифицировать каждый риск, установить индивидуальные тарифы. Поэтому неправильно говорить, что все тарифы для всех вырастут.

Конечно, можно было бы рассмотреть ситуацию, как в Германии с серьезным падением премии. Это могло бы реализоваться, если бы на рынке было много игроков, желающих его захватить. Но сейчас Центробанк ведет достаточно жесткую политику в отношении платежеспособности страховых компаний, предъявляет к ним множество требований. Поэтому мне слабо вериться, что будут игроки, которые поведут политику демпинга.

Наверное, мы увидим рост премии по многим, особенно региональным, сегментам. По определенным сегментам, где убыточность хорошая, премия может понизиться, если страховщики захотят более гибко подойти к тарификации.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта 2019 г.
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения