Главные события
в комментариях экспертов

ПОИСК ПО САЙТУ

Пример: что будет с рублем

Курс валют:
$ 63.58
€ 70.39

Бедность на пороге: регионы начали экономить на пенсионерах и студентах

В российских регионах с развитием кризиса начинаются проблемы с выполнением властями обязательств по выплатам социальных пособий и поддержке льготников.

Так, на прошлой неделе начальник управления соцзащиты населения Псковской области Армен Мнацаканян заявил изданию Flashnord, что администрация региона приняла решение сдвинуть сроки предоставления социальных пособий всем категориям льготников. В Перми появились сообщения о задержках стипендий студентам. На Кубани власти объявляли об отмене бесплатного проезда пенсионерам, однако после того как они вышли на улицы, власти смягчили меры, оставив льготы тем, у кого пенсия меньше двух прожиточных минимумов.

Кроме единичных случаев, региональные власти в массовом порядке лишают или сокращают льготы на проезд студентам и школьникам.

Speakercom выяснил, насколько может снизится социальная поддержка незащищенных слоев населения в России и какие меры нужно принять, чтобы избежать масштабной бедности.

Источник: wikipedia.org
Мстислав Афанасьев
Завкафедрой государственных финансов НИУ ВШЭ, Заслуженный экономист РФ
21 января 19:35

Не от хорошей жизни люди выходят и на морозе улицы перегораживают

В российских регионах начались задержки по выплатам социальных пособий и сокращение льгот. Ситуация будет только ухудшаться, считает завкафедрой государственных финансов ВШЭ, бывший начальник Департамента финансов аппарата правительства РФ Мстислав Афанасьев.

Меры здесь могут быть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочные меры –тактического плана. Когда у нас не хватало средств в начале 90-х годов, были так называемые «защищенные статьи бюджета». При поступлении средств на счета тех или иных бюджетополучаетелей в первую очередь выплачивались заработные платы, социальные пособия и так далее. Можно вернуться к этой практике. Но это не решает вопросов нехватки средств в регионах.

Дальше начинаются вопросы оперативно-тактического, оперативного и стратегического планов. Нужно пересматривать всю бюджетную политику касательно формирования бюджетов регионов. Они сейчас сидят на двух источниках доходов, которые формируются, прежде всего, за счет налога на прибыль и подоходного налога. Эти налоги сейчас проседают сильнее всего и доходная база регионов падает. Соответственно, нужно пересматривать, какие еще дать полномочия регионам. Давать ли или забирать все на федеральный центр.

Сейчас регионы жалуются на то, что федеральный центр им свои полномочия спускает, а финансовой поддержки этому нет. Конечно, в регионах с бюджетами ситуация очень сложная, но она и в долгосрочной перспективе тоже сложная. Нужно серьезно заниматься вообще реформой бюджетов регионов. Но, к сожалению, у нас пока готовности к этому нет. Пока считается, что они как-то должны сами выпутаться.

Люди старших поколений не виноваты в том, что они жили в сложных условиях, и, конечно, у них сейчас низкий уровень сбережений. Если семья вышла на пенсию, муж получает 13 тысяч рублей, а жена – 9 тысяч, то для них льготы принципиально важны. Поэтому со льготами нужно разбираться, подойти к ним по возрастному, профессиональному принципам.

Вопросы льгот очень концептуальны, они связаны в целом с бюджетной политикой страны. У нас сейчас это не самая популярная тема, и не самые мощные интеллектуальные силы задействованы на этом направлении. Поэтому пока выкручиваемся, латаем дырки. Причем с пониманием того, что ситуация будет ухудшаться и дальше.

Государство же само доходы не производит. Чтобы их получать, нужно, чтобы работала промышленность, сфера услуг, сельское хозяйство, строительство и так далее, чтобы развивался бизнес. Сейчас идет спад производственной деятельности, инвестиций, падение производительности труда уже на протяжении десятилетия. У нас стратегические перспективы гораздо более грустные, нежели кажется.  

Дело не просто в изменении коньюнктуры нефти. У нас тренд по эффективности экономической деятельности нисходящий. Соответственно нужно ожидать, что доходов будет все меньше и меньше. Надо будет отсекать возрастные группы, которые пользуются льготами. Это уже вопросы, которые требуют концептуальных экономических решений. Сейчас этими вопросами практически никто не занимается, считается, что все само собой рассосется. Нам же сказали, что пик кризиса пройден, у нас вообще все хорошо, не поднимайте волну, не расстраивайте население. Только курс доллара достиг своего исторического максимума. Вам объяснят, наверное, что все подстроил Госдеп.

Нужно, определиться в том, что действительно является приоритетами для государства. Посмотрите, насколько выросли какие разделы бюджетной классификации, соответственно такие решения и приняты.

Сейчас единственный способ - сделать статьи расходов по льготникам защищенными. Это краткосрочная и не самая эффективная мера. Понятное дело, что это метод перекладывания нагрузки с одного сектора на другой. Но дайте людям старшего поколения более-менее прилично пожить. Сейчас, когда ситуация тяжелая, не самое время заниматься систематизацией льгот. Не те времена. Не от хорошей жизни люди выходят и на морозе улицы перегораживают. Они сами лучше бы дома сидели и телевизор смотрели.

К сожалению, ситуация будет только ухудшаться. Нужно сейчас принять адекватные краткосрочные меры, а уж начнут ли серьезно заниматься долгосрочными – сложно сказать. Пока общий принцип, который нам пытаются внушить – не расстраиваться.

Источник: ru.wikipedia.org
Лев Шлосберг
Председатель Псковского отделения партии «Яблоко», правозащитник
21 января 19:15

В этом году будет очень тяжело – регионы сэкономят на социалке

В Псковской области власти задерживают выплаты социальных пособий на месяц. Член федерального политического комитета партии «Яблоко» и бывший депутат местного областного собрания Лев Шлосберг рассказал, как это получилось, и что ждет других льготников в стране.

Все регионы в четвертом квартале минувшего года, в том числе и Псковская область, приняли законы о частичной отмене или частичном сокращении льгот. Это уже очень больно ударило по людям. В каждом регионе есть такой перечень. И уже вот эти сокращенные по суммам льготы выплачиваются с опозданием в месяц и более. Речь идет об уже уменьшенном перечне, то есть часть нагрузки на бюджет была уже снята. Все это было сделано из ошибочных расчетов доходности бюджета. Доходы стали еще хуже, чем предполагалось.

Я думаю, что к середине года абсолютное большинство регионов, во всяком случае дотационных, будет вынуждено кардинально пересматривать свои бюджеты, притом именно в части сокращения социальных пособий. Это будет очень тяжело, поскольку к такой ситуации, несмотря на ее очевидность, власти не были готовы, и они не застраховали должным образом ни зарплаты людей, ни социальные пособия.

Власти не планировали тот кризисный бюджет, когда, допустим, сокращаются расходы на все, что связано с экономическим развитием, и остаются только социальные выплаты. Они пойдут по пути сокращения социальных выплат, спасая какие-то инвестиционные проекты. Этого делать сейчас нельзя. Сейчас, когда люди на грани голода, нужно останавливать любые инвестиции за счет бюджета и обеспечивать только выполнение социальных обязательств. Больше ничем заниматься нельзя, иначе будут очень серьезные социальные всплески, причем очень острые и трудно контролируемые.

Сейчас ситуация следующая: бюджеты фактически рухнули. Даже те бюджеты, которые приняты в декабре прошлого года, ни в одном регионе России сегодня не реализуемы. Во всяком случае, в регионах-реципиентах, а таковых 90 процентов.

Несмотря на то, что осенью прошлого года были вполне адекватные прогнозы о низком курсе российской валюты и о недопустимости введения в федеральный бюджет расчетной цены поступления доходов от нефти, исходя из средневзвешенной цены по году в 50 долларов за баррель, именно эта цифра была введена в федеральный бюджет, и из нее были посчитаны все доходы, в том числе и в Фонд поддержки регионов. Все дотации и субсидии, которые перечисляются в региональные бюджеты из федерального, были рассчитаны, исходя из ошибочной оценки доходной части федерального бюджета.

В этой ситуации частично федеральный бюджет не перечисляет в регионы деньги в установленные сроки, и сами регионы испытывают очень сильный кризис доходов. Это касается всех налогов, связанных с экономикой. Это подоходный налог, который в Псковской области составляет около 50 процентов всей части собственных доходов бюджета.

Налог на прибыль вообще скоро придется почти забыть, потому что, кроме общего падения экономики, есть еще совершенно жульнический институт – институт консолидированных налогоплательщиков. Это компании, связанные различными отношениями собственников, они вступают во внутреннюю налоговую корпорацию, и только одна из них платит налоги в одном из регионов, все остальное гасится. Это безобразие действует уже два года. Ущерб региональным бюджетам наносится чудовищный, потому что у компаний появилась возможность с помощью искусственно созданных убытков гасить прибыль вполне доходных предприятий. В итоге общие суммы налогов на прибыль в одной только Псковской области уменьшились на сотни миллионов.

На фоне всего происходящего власть сместила сроки выплаты льгот. Это очень чувствительные льготы, в том числе по ЖКХ. Например, люди имели право на 50-процентную оплату жилья за счет бюджета. Они получали эти деньги вовремя, срок платежа был рассчитан таким образом, чтобы можно было заплатить полную сумму за жилье вовремя. Теперь компенсации будут приходить позже на месяц, и это касается всех социально значимых платежей.

Фактически власть сверстала годовой бюджет не на 12, а на 11 месяцев. Теперь выплаты за декабрь 2016 года отнесены на январь 2017 года. Уменьшив таким образом бюджет на 1/12, они создали огромный кризис неплатежеспособности населения. Потому что, в абсолютном большинстве случаев льготные пособия получают те люди, которые в них на самом деле нуждаются. Когда эти деньги не поступают вовремя, для десятков тысяч людей возникает кризис платежей. Это платежи, по которым могут начисляться пени.

В этой ситуации люди потерпят реальный урон. В общем, мы сейчас увидим кризис платежей со стороны граждан, и в масштабах страны это будут миллионы.

 

Источник: www.newstube.ru
Владимир Назаров
Замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
21 января 18:41

Адресные выплаты – единственный способ не допустить массовой бедности

В российских регионах начались задержки с выплатами социальных пособий и сокращение льгот. Директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России Владимир Назаров считает, что теперь нужно переделывать всю систему соцподдержки.

Когда не выплачиваются пособия или есть задержки в выплате стипендий, это по сути дела дефолт региональных властей по их социальным обязательствам. Это неправильный, тупиковый путь.

То, что сделали на Кубани – наоборот, можно расценить как хоть и болезненные, не совсем правильно оформленные, но необходимые изменения. На региональном уровне существует огромное количество пособий, носящих абсолютно безадресный характер, разбросанных по всему населению вне зависимости от доходов. Это приводит к тому, что самые бедные граждане не получают в нужном объеме социальную помощь при том, что из регионального бюджета тратятся очень большие средства. В итоге на Кубани, как я понял, пришли к очень разумному компромиссу, когда льготы по проезду были сохранены за пенсионерами с доходом не более двух прожиточных минимумов или старше 80 лет. На мой взгляд, это правильный подход, движение в правильном направлении, когда каждая льгота выделяется с применением критерия нуждаемости. Не всему населению целиком, а наименее защищенным слоям населения с учетом их доходов.

Это движение абсолютно необходимо, оно назрело, эксперты об этом говорят уже лет 10, но ничего не делается. Наоборот, ситуация только усугублялась: вводились новые категории льготников - появились уже дети войны, плодятся как кролики ветераны труда, которых в стране уже 12 миллионов. Конечно, это очень плохая ситуация, потому что не хватает, например детских пособий для бедных семей: они получают по 70 рублей, и это, конечно, издевательство.

Всю систему нужно переделывать. В один момент этого не сделать. Это очень долгий путь, когда на каждую льготу ставится оценка нуждаемости, потихоньку пересматриваются пособия в сторону уменьшения и одновременно вводятся системы помощи наименее обеспеченным слоям населения. Будь то продовольственная помощь, дополнительное медицинское страхование или просто универсальное пособие, направленное на увеличение доходов наиболее бедных слоев населения. Это неизбежное направление. Хотим мы или нет, но будем вынуждены его пройти, иначе уровень бедности у нас будет зашкаливать.

На самом деле мы уже до кризиса столкнулись с этой ситуацией. Ключом к победе над бедностью является экономический рост, который должен приводить к росту заработных плат. Неслучайно с 2004 по 2007 год у нас доля расходов ВВП на все социальное обеспечение, включая пенсии, практически не росла. При этом бедность у нас сократилась практически в три раза. С 30 процентов в лучшие годы мы дошли до 13-14 процентов. Это произошло исключительно благодаря экономическому росту.

Потом мы нахлобучили сверху еще 4 процента ВВП дополнительных расходов на пенсии, еще больше процентов ВВП регионы начали тратить на социалку. В итоге бедность практически не дрогнула: она сократилась на какие-то жалкие 2-3 процента. Это произошло, потому что мы тратили абсолютно безадресно, фактически размазывали эти деньги тонким слоем по тарелке.

Сейчас ресурсов будет становиться меньше, и если мы не будем концентрировать их на наименее обеспеченных слоях населения, бедность будет расти очень быстро. С такими темпами, даже с падением экономики на 1-2 процента, мы вполне за 2-3 года можем вернуться в те же самые 30 процентов бедности, откуда мы стартовали с начала 2000-х.

Переход на адресные социальные выплаты – это единственный способ не допустить массированной бедности. При том, что за 2-3 года нам вряд ли удастся диверсифицировать свою экономику и сделать ее независимой от нефти, как-то запустить экономический рост в иных секторах.

К сожалению, сейчас ведется абсолютно бессистемная работа. На федеральном уровне говорятся абсолютно правильные слова, а в реальности ничего не делается. В основном, дело касается региональных льгот и пособий, но на федеральном уровне нужна политическая воля. В частности, требуется изменение целого ряда федеральных нормативно-правовых актов, которые связывают регионам руки. Ко многим регионам очень часто приходит прокуратура и опротестовывает решения по введению адресности.

На федеральном уровне надо проявить политическую волю и сказать, что мы все двигаемся в этом направлении. Президент в своем послании сказал, что нужно помогать наименее обеспеченным гражданам. Но, к сожалению, был закон об адресности, который абсолютно беззубый и ни на что не направлен.

Регионы идут каждый в своем темпе. Кто-то быстрее вводит адресность, кому-то прокуратура не дает этого делать, кто-то вообще игнорирует это движение, другие начинают дефолтить по своим обязательствам, но таких пока немного.





Источник: www.hse.ru
Лилия Овчарова
Директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ
21 января 18:26

Пострадают самые слабые слои

В российских регионах начались задержки с выплатами социальных пособий и сокращение льгот. Это будет продолжаться до тех пор, пока страна не выйдет на траекторию экономического роста, уверена директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Лилия Овчарова.

Есть серьезные проблемы бюджета как на федеральном, так и на региональном уровне.  Причем проблемы региональных бюджетов гораздо серьезнее, чем проблемы федерального бюджета. Поэтому очевидно, что в такой ситуации в различных регионах и населенных пунктах и по различным категориям получателей будут возникать сюжеты, связанные с невыплатой, несвоевременной выплатой и выплатой в неполном объеме социальных пособий и льгот.

Это будет продолжаться до тех пор, пока страна не выйдет на траекторию экономического роста. Когда это наступит, надо спрашивать у Министерства экономического развития. Большинство экспертов приходят к тому, что в 2016 году мы не выйдем на экономический рост. Делать более длинные прогнозы в условиях той неопределенности, которая у нас сейчас есть, нереалистично.

Да, эти сюжеты будут возникать. Мы это проходили. Мы помним ситуацию 1995-1996 годов, когда невыплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий носили массовый характер, а не три-четыре случая на неделю. Такая перспектива есть, безусловно.

В условиях дефицита бюджета вероятность наступления таких событий очень высока, а будет она или нет –зависит от качества менеджмента конкретных населенных пунктов, муниципалитетов, регионов и так далее. Но в условиях дефицита бюджета риск наступления таких событий увеличивается. По крайней мере, в 95-96 годах каждое второе домашнее хозяйство сталкивалось с длительной невыплатой пенсии или заработной платы.

Пока что мы не знаем, кто на самом деле больше нуждается в оставлении льгот, поэтому быстро решения (о сокращении количества льготников, - ред.) мы принять не можем. О них уже 10 лет говорят, и 10 лет в этом направлении ничего не делалось. Сейчас быстро, в течение недели или нескольких месяцев этот вопрос не решишь. Как правило, это касается более слабых людей, которые не могут защитить свои права. Поэтому при существующей системе массовых льгот и выплат пострадают более слабые слои.

Безусловно, социальные выплаты должны быть сфокусированы на более бедных слоях населения, но этого нет в настоящее время в нашей стране. Быстро решение по изменению льгот не примешь, поэтому гораздо важнее сейчас – выйти на траекторию экономического роста. Это задача номер 1. Поэтому всякие меры, которые стимулируют экономический рост, точно приоритетны по сравнению со всеми другими.

Решить проблему быстро нет возможности, но можно действовать в правильном и неправильном направлении. Правильным я считаю индексацию пенсий в соответствии с реальным размером инфляции. Эта мера, по крайней мере, защищает от бедности пожилых людей, и кажется, что правительство в этом плане действует. Что касается других мер, то они все носят несистемный характер – попытки приспособиться и адаптироваться под новые бюджетные условия, когда денег стало меньше. Правильные системные решения здесь сложно подсказать, потому что у каждого региона, у каждого населенного пункта своя ситуация. 

Региональные льготники сейчас находятся под большей угрозой невыплат и задержек пособий, поскольку здесь гораздо больше разнообразие ситуаций, чем в федеральном бюджете. Федеральный бюджет пока свои обязательства выполняет. Если где-то есть задержки выплат из федерального бюджета, то они носят локальный характер, связанный с неумелым и неэффективным менеджментом, а не с отсутствием денег. Что касается региональных социальных обязательств, то есть много регионов, где проблемы с дефицитом ресурсов, не только с плохим менеджментом. Риски невыплат социальных обязательств регионального мандата в настоящее время выше.

Источник: vk.com
Наталья Зубаревич
Профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики
21 января 18:53

Социалку рубят меньше, чем образование и культуру

В российских регионах начались задержки с выплатами социальных пособий и сокращение льгот. Иначе быть не может при огромных бюджетных долгах и дефицитах бюджетов в 76 регионах, считает профессор МГУ Наталья Зубаревич.

На вопрос «Почему?» ответ: «Кризис». Долги бюджета в 2,5 триллиона, дефициты бюджета предварительно по итогам года в 76 регионах. Дальше объяснять или все понятно? Точка. 

Докуда это докатится, мы с вами сможем увидеть только после двух стадий выборов: думских в 2016 году и президентских (в 2017 году, - ред.). Пока не знаю, но могу сказать, что социалку рубят меньше, чем образование и культуру, утешим людей хотя бы этим.

Комментарии пользователей

Самое популярное

Колонки

15 марта
Политика Минздрава совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан, которые имеют привычку курения